Длительная борьба алжирского народа за независимость закончилась выводом французских колониальных войск и признанием нового государства. С этого момента Алжирское правительство обратило внимание на территориальные проблемы со своими ближайшими соседями. Одним из спорных районов был богатый железными рудами участок пустыни Сахары, расположенный на северо-западной границе района Тиндуф. Во времена французского присутствия этот спорный район был постепенно занят марокканскими добывающими компаниями, на чем никто не акцентировал внимания, но после обретения независимости Алжир не собирался мириться со сложившейся ситуацией. 8-го октября 1963 года более 500 алжирских солдат были стянуты на подступы к спорному участку границы и перешли в неожиданное наступление. 10-го октября алжирцами были взяты передовые посты марокканской армии в оазисах Хасси-Бейда и Тинджуб. Ответные действия не заставили себя долго ждать.
Марокканские МиГ-и Основу боевой авиации Королевских Марокканских ВВС к 1963 году составляла эскадрилья истребителей МиГ-17, полученная из СССР. Контракт на поставку советских истребителей был подписан во времена потепления отношений между странами, и обошелся покупателям в достаточно умеренную сумму: за 12 МиГ-17Ф и 2 МиГ-15УТИ марокканцы заплатили 2 300 000 долларов. Кроме того советская сторона обязалась обеспечить сборку самолетов, обучение марокканских летчиков и поддержание 100% исправности машин в течение 6 месяцев. 10 февраля 1961 года все заказанные самолеты прибыли в порт Касабланка на борту советского сухогруза, после чего были доставлены на бывшую американскую авиабазу Бен Слиман, где началась их распаковка и сборка. Заводская группа, прибывшая из СССР для выполнения монтажных и испытательных работ, состояла из 30 человек. Первая партия из 8 МиГ-17 и 2 МиГ-15УТИ была облётана и передана марокканской стороне по акту от 25-го апреля 1961 года, который подписали командир формируемой эскадрильи лейтенант Абдалла Бамаруф, а с советской стороны п/п-к Тумковский. Согласно акта были переданы самолеты МиГ-17 с сер.№№ 5043, 6016, 6029, 6037, 6044, 7040, 7046, 7077 и МиГ-15УТИ с сер.№№ 2516 и 2570. Все самолеты получили однотонную серую окраску, бортовые номера черного цвета в носовой части и соответствующие им коды в хвостовой части фюзеляжа (например самолет №01 имел хвостовой код 1FA, где 1 это номер базы, F - fighter, A - первая буква алфавита соответствующая бортовому номеру 01, соответственно самолет №07 имел код 1FG, где G седьмая буква алфавита). Линейка истребителей МиГ-17Ф ВВС Марокко Как уже говорилось выше, командиром эскадрильи стал лейтенант Абдалла Бамаруф, а его заместителем был назначен лейтенант Абдалла Амар. Не стоит удивляться низким званиям командного состава, так как для развивающейся марокканской авиации это было характерно в период становления. Фактически это были самые опытные из имеющихся на тот момент летчиков, которые окончили курсы в 1956 году, а затем прошли переучивание на реактивную технику. В течение двух лет марокканцы успешно эксплуатировали МиГ-и, совершенствуя свои навыки, и в целом были довольны их летно-техническими характеристиками. Серьёзные опасения по поводу появления самолетов советского производства в регионе высказывала Испания, имевшая в то время на вооружении уступающие по характеристикам F-86. Но в начале 1963 года произошел спад дружеских отношений королевства с СССР, что вылилось в проблемы с поставками запчастей и спец.жидкостей для обслуживания МиГ-ов. Боеготовность самолетов стала неуклонно снижаться. Например к осени 1963 года только 7 истребителей могли подняться в воздух. В начале этого же года эскадрилья была перебазирована на авиабазу Мекнес. Пограничный конфликт После занятия алжирскими войсками передовых постов в оазисе Хасси-Бейда и деревне Тинджуб марокканские вооруженные силы начали сосредотачиваться для ответного удара. Временный штаб был организован в селении Тагунит, а проведение операции возглавил генерал Бен Омар Дрисс. Воздушную поддержку обеспечивала группировка из более чем 40 самолетов, которые были сосредоточены на ближайшей к району боев авиабазе Марракеш. В основном это были транспортные C-47 и C-119, выполнявшие переброску войск и грузов. Все семь боеготовых МиГ-17 так же были привлечены к боевым действиям. 14 октября 1963 марокканские войска, при поддержке бронетехники и артиллерии, начали проведение наступательной операции. В этот же день МиГ-17 и T-6G совершили свои первые боевые вылеты на разведку и атаку автомобильной колонны. Колонна снабжения состояла всего из нескольких автомобилей-цистерн с водой, но её уничтожение имело решающее значение, так как алжирский передовой отряд, занимавший позиции в 5 км западнее Хасси-Бейда был вынужден сдаться оказавшись перед угрозой жажды. Обнаружил колонну у оазиса Хасси-Бейда летчик T-6G к-н Абельлатиф Буталеб, он выполнил на неё атаку и пуском НУР вывел из строя большую часть машин. На выходе из атаки его самолет был поврежден огнем стрелкового оружия (пробит топливный бак и повреждены элементы уборки-выпуска шасси), но летчик сумел вернуться на базу. 16-го и 17-го числа марокканцы полностью зачистили район от алжирских войск. Алжирские МиГ-и Молодая алжирская авиация, как и её противник в лице Королевских ВВС Марокко, имела на вооружении самолеты советского производства. В 1962 году, сразу после обретения независимости, Алжир получил из Египта в подарок 9 истребителей МиГ-15. К моменту начала пограничного конфликта все они базировались на авиабазе Дар эль Бейда и были готовы к выполнению боевых задач. Сразу после начала марокканского контрнаступления алжирцы приняли решение задействовать свою авиацию. 15-го октября 6 МиГ-15 взлетели с Дар эль Бейда и направились на авиабазу Бешар, расположенную ближе всего к месту боев. Возглавил группу капитан Саид Аит Мессадьен, бывший летчик ВВС Франции, перешедший на сторону алжирской революции. Но проблемы возникли на первом же этапе пути, во время промежуточной посадки в Мехрия контролировавшие базу французы отказались дозаправлять МиГ-и керосином... Дело в том, что по заключенному соглашению Алжир предоставлял французским войскам длительные сроки для постепенного вывода. Таким образом некоторые алжирские авиабазы находились под полным французским контролем. Тем не менее, в этот день состоялся один вылет алжирского МиГ-15. На остатках топлива Саид Мессадьен поднялся в воздух на перехват марокканского МиГ-17, совершавшего разведывательный полет над аэродромом. В ходе боя стороны обменялись очередями и разошлись, причем представитель штаба Королевских Марокканских ВВС заявил, что алжирский МиГ был сбит в воздушном бою, а пилотировавший его египетский летчик погиб. Но ни то, ни другое не было правдой. Капитан Мессадьен успешно вернулся на авиабазу Мехрия, а участие египетских летчиков в приключениях шестерки алжирских МиГ-ов не имело места. Только 21-го октября, то есть уже после окончания активной фазы конфликта МиГ-и были дозаправлены и вылетели на авиабазу Коломб Бешар, где ситуация повторилась в точности. Французские войска находившиеся на аэродроме блокировали алжирские самолеты и отпустили их только после подписания мирного соглашения между Алжиром и Марокко. Таким образом полноценных боев "МиГ-ов против МиГ-ов" не состоялось. Итоги В результате боевых действий Марокканские войска потеряли 6 человек убитыми, 20 ранеными и 57 пленными. Основные потери пришлись на начало конфликта, когда алжирцы наступали. Потери техники ограничились четырьмя грузовиками "Шевроле", уничтоженными на стоянке передового поста Хасси-Бейда. Алжир потерял несколько десятков человек убитыми и 379 пленными (в основном в результате сдачи отряда оказавшегося без воды, в описанном выше случае). Среди трофеев марокканцам досталось только стрелковое оружие советского и чехословацкого производства. Танки и техника у алжирцев практически отсутствовали. Авиация обеих сторон потерь не понесла. Исключение составляет случай 20-го октября 1963 года, когда алжирский вертолет Ми-4 с пятью египетскими наблюдателями и четырьмя членами экипажа по ошибке приземлился в местечке Айн-Шатер и был захвачен марокканскими местными жителями (!). Вертолет взлетел с аэродрома Коломб Бешар для облета района боев и оказался в чужом воздушном пространстве из-за навигационной ошибки. После появления в воздухе марокканских МиГ-17 экипаж пошел на вынужденную посадку. Инцидент имел широкий международный резонанс и представлялся как вмешательство Египта в конфликт. Впрочем, отношения египетского и марокканского лидеров остались дружескими. Некоторое время захваченные египтяне оставались в Марокко на правах уважаемых гостей и позже были переданы своему правительству во время визита марокканского посла в Каир. А вот отношения Марокко и Алжира остались напряженными и переросли в открытое противостояние после начала войны в Западной Сахаре. Марокканские МиГ-17 продолжали эксплуатироваться до появления на вооружении истребителей F-5A в 1965 году. За это время был потерян один самолет: 10-го января 1964 года МиГ, взлетевший с авиабазы Мекнес для выполнения рутинного тренировочного полета, упал в океан у побережья между Рабатом и Боук Надель...
|