RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

Ярким примером африканской войны, начавшейся из-за мелкого пограничного конфликта, может служить война между Угандой и Танзанией в области Кагера, шедшая с октября 1978 года по апрель 1979 года.

История конфликта двух стран уходит в 1971 год, когда к власти в Уганде путем переворота пришёл Иди Амин. Его противники, бежавшие из Уганды, смогли организоваться и собрав войско в 3 000 человек (в основном представители племен Ачоли и Ланги, угнетаемых в Уганде) расположились на территории соседней Танзании. Отсюда они попытались 17.09.1972 года начать вторжение в Уганду, с целью свергнуть режим Амина. Планировалось даже использовать транспортный самолет авиакомпании «East African Airways» для высадки группы десанта в аэропорту Энтеббе, но при посадке на аэродроме Аруша, где десантники должны были подняться на борт, он был поломан. В результате плохого планирования и координации, во вторжении приняли участие чуть более 500 бойцов из планировавшихся 3 000! В ответ армия Уганды применила тяжелое вооружение и авиацию. Самолеты Fouga Magister ВВС Уганды нанесли несколько ударов по Танзанийским н.п. (18 и 19 сентября атакованы объекты в Букобе, 22 сентября в Мванзе), где концентрировались повстанцы. Один Magister, которым управлял Али Кииза, был подбит (снаряд пробил заднюю кабину навылет, к счастью там никого не было), но летчику удалось вернуться на базу. Из-за больших внутренних проблем и напряженности на южной границе регулярные войска Танзании в приграничном конфликте почти не участвовали. После месяца боев повстанцы были отброшены и конфликт угас, но с этого момента отношения Уганды и Танзании стали ухудшаться.
До прихода к власти Иди Амина Уганда активно сотрудничала с Израилем, но новый президент круто изменил вектор отношений. В августе 1975 года в Уганду на обучение прибыли палестинские курсанты «Команды 14», которые приступили к обучению полетам на подаренных израилем самолетах! В учебных полетах палестинцы разбили не менее трех машин (27.10.1975, 25.01.1976 и 30.01.1976), при этом курсанты Юсуф Исса Мухамед Брахит и Ясин Амин Хамад Закка погибли.

На волне нового политического курса СССР начал поставки в Уганду вооружений и техники. В июне 1976 были поставлены самолеты МиГ-21МФ, к сборке которых приступили советские специалисты. 6-го июля 1976 года в районе аэродрома Энтеббе советским летчиком выполнен первый облет истребителя МиГ-21. Но уже 9-го июля 1976 года, в ходе рейда израильских коммандос, на земле были уничтожены или повреждены все находившиеся в Энтеббе 4 МиГ-17 и только что собранные 3 МиГ-21У и 6 МиГ-21МФ. Фактически, Угандийские летчики даже не успели приступить к их освоению.
Ливийский лидер Муаммар Каддафи компенсировал стоимость потерянных самолетов и поставки МиГ-ов продолжились. Шло и плановое обучение летчиков. 1-го января 1977 года Иди Амин присутствовал на окрытии первой эскадрильи МиГ-21, получившей наименование «Сунгура». Командиром эскадрильи стал п/п-к Мухаммед Али Кииза, другими летчиками были только что окончившие обучение в СССР Джон Амунья, Норберт Атику, Сам Валугембе, Джеймс Окелло, Давид Омитта, Никодему Касуджа, Мутоно, Бузалаки и Абусалах. Следом была организована эскадрилья МиГ-17, командиром которой стал п/п-к Эндрю Мукоза. 12-го октября 1977 года Иди Амин провел инспекцию обеих новых эскадрилий.

В начавшейся войне Кагера эскадрилья «Сунгура» должна была сыграть важную роль. Но не смотря на возлагаемые надежды результаты оказались незначительными. Активная работа ПВО Танзании и слабая подготовка угандийских летчиков работе по наземным целям не позволили оказать существенного влияния на ход боевых действий. Танзанийцы применяли в ходе боев ПЗРК «Стрела-2», ЗРК С-125 и ЗРК «Квадрат» (с февраля 1979 года), заявив об уничтожении этими средствами 21 угандийского истребителя. На самом деле данная цифра сильно завышена. Так, эскадрилья «Сунгура» потеряла в воздухе только два МиГ-21. Первый из них был сбит в самом начале войны:

По личному приказу Иди Амина, для воздушного удара по полевому штабу Танзанийцев к северу от н.п. Кьяка, где началась концентрация Танзанийских войск сразу после начала пограничных столкновений, были подготовлены три МиГ-21МФ. 28-го октября 1978 года летчики л-т Давид Омитта, л-т Норберт Атику и л-т Абусала произвели взлёт и в 18:00 нанесли удар по заданной цели. В момент выхода из атаки ракетой ПЗРК «Стрела-2» был сбит самолет лидера группы л-та Давида Омитта. Пуск произвел стрелок-зенитчик из группы шести операторов, только утром прибывшей в район боев. Ракета попала в район двигателя справа, вызвав пожар. Через двадцать секунд летчик катапультировался и приземлился на заболоченной плантации тростника. Дождавшись темноты летчик вышел к своим. Его преждевременно объявили погибшим, но Омитта остался жив и продолжил летать до марта 1979 года;
Другую потерю эскадрилья «Сунгура» понесла 16-го января 1979 года, когда мобильным ЗРК «Квадрат» над районом Букоба был сбит на МиГ-21МФ и погиб к-н Норберт Атику (все лётчики после начала войны были повышены в звании до капитанов, а Джон Амунья стал сразу майором, минуя звание капитана). Остальные МиГ-21 были захвачены наступающими Танзанийскими войсками на аэродромах Энтеббе и Накосонгола.

Так же "скромно" применялись в войне и ВВС Танзании. В самом начале войны 4-го ноября 1978 года тройка Танзанийских МиГ-ов китайского производства выполнила перелет с аэродрома Нгеренгере в Мванзу, поближе к линии фронта. Ведущий Роберт Мбома вывел группу севернее, в район н.п. Мусома, после чего скорректировал курс. В результате выход группы к Мванзе был выполнен над озером Виктория со стороны Уганды. Расчет Танзанийского ЗРК С-125, которого даже не оповестили о перебазировании, принял самолеты за противника и пуском ракет сбил один самолет. Летчик к-н Александер Калея Мшана погиб.
Пожалуй наиболее успешным рейдом МиГ-21 в войне стал налет Танзанийских истребителей на аэропорт Энтеббе 1-го апреля 1979 года. Взлетев с аэродрома Мванза МиГ-и на предельно малой высоте над озером Виктория вышли к цели и выполнив несколько заходов вывели из строя ВПП и повредили на земле ливийский транспортный С-130, который позже был уничтожен при взятии аэропорта. Никакого сопротивления танзанийские летчики не встретили и вернулись на базу без потерь. Кстати последним потерянным самолетом можно считать танзанийский FT-5, который разбился на параде победы в Дар эс-Салам 3-го сентября 1979 года. При выполнении косой петли самолет упал и взорвался в районе центрального стадиона. Гибель летчиков ветеранов "войны Кагера" к-на Саида Карама и к-на Абдалла Кикунда омрачила празднование.

Стоит отметить участие в войне ВВС Ливии. Транспортные самолеты обеспечивали воздушный мост, доставляя в Уганду груз оружия и боеприпасов. Причем один С-130 №116 был сначала поврежден танзанийскими истребителями в Энтеббе, а затем уничтожен выстрелом РПГ 6-го апреля 1979 года при взятии аэропорта наземными войсками. Кроме того ливийцы использовали один бомбардировщик Ту-22, который прибыл в Энтеббе 16-го марта 1979 года и выполнил один неудачный рейд на порт Мванза в ночь с 29-го на 30 марта 1979 года. Экипаж бомбардировщика на малой высоте вышел в район и сбросил пять бомб, но штурманский расчет оказался не верным и бомбы поразили национальный парк на острове Саа Нане, ранив одного служащего. Этим применение Ту-22 и ограничилось. Самолет убыл обратно в Ливию.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100