RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

Список эксплуатационных утрат самолетов Mirage F-1 в ВВС различных стран (включает аварии, катастрофы и боевые потери). Полнота списка около 60 процентов:

Самолеты Mirage F-1 за годы эксплуатации успели поучаствовать в целом ряде региональных конфликтов. Одними из первых свои аппараты этого типа применили в боевых условиях ВВС ЮАР. 3-го ноября 1978 пятерка южноафриканских Mirage F-1CZ перебазировалась на авиабазу Ондангуа, на территории оккупированной Намибии, откуда совершила несколько вылетов на эскортирование разведчиков Mirage III R2Z, выполнявших фотографирование южной части Анголы. В декабре 1978 все F-1 покинули Намибию, вернувшись на свои базы. Но уже в следующем году, после эскалации напряженности в районе Ангольско-Намибийской границы, Mirage F-1 снова вернулись в Ондангуа, став базироваться там на постоянной основе. На этот раз боевые действия не ограничивались разведкой местности, приходилось совершать атаки по различным целям на территории соседей. Естественно, что ПВО Анголы старались воспрепятствовать проникновению в свое воздушное пространство вражеских самолетов.
7-го июня 1980 размещенный в районе Лубанго расчет ЗРК С-125 обстрелял ракетами группу
Mirage F-1AZ, наносившую бомбовый удар по лагерю СВАПО. Прямого попадания добиться не удалось, но близкими разрывами ракет были повреждены самолеты №244 майора Франса Преториуса и № 237 капитана «Ик» ду Плессиса. Оба летчика сумели выполнить вынужденные посадки на авиабазах Ондангуа и Руакана соответственно, а самолеты после ремонта вернулись в строй.
Несколько раз ЮАР-овским
Mirage F-1CZ приходилось вступать в воздушные бои с ангольскими МиГ-ами, которыми управляли кубинские летчики. Так, 6-го ноября 1981 пара майор Йохан Рэнкин – лейтенант Йохан ду Плессис перехватила над рекой Кунене пару МиГ-21МФ и в ходе маневренного боя майор Рэнкин огнем пушки сумел сбить ведомый МиГ, летчик которого – кубинец лейтенант Донасио Вальдес катапультировался удачно. 5-го октября 1982 майор Йохан Рэнкин доложил о ещё одной победе над ангольским МиГ-21бис, но в этот раз кубинский летчик лейтенант Морреро Родригес сумел дотянуть до авиабазы Лубанго, где совершил вынужденную посадку. Несколько иначе закончилось противостояние с более новыми МиГ-23МЛ на заключительном этапе войны. 27-го сентября 1987 пара МиГ-23 майор Альберто Рафаэль Лей Ривас и лейтенант Хуан Карлос Чао Гондин вступила в бой с парой Mirage F-1CZ Карло Гагиано – Артур Перси из 3-й эскадрильи. В ходе маневрирования майор Лей Ривас занял удобную позицию и ракетой Р-60 поразил самолет капитана Артура Перси. Во время вынужденной посадки в Рунду самолет F-1CZ №206 был разбит, а летчик капитан Перси травмирован и списан с летной работы. 

 Отметки об участии в операциях на марокканском "Мираже"

С 1979 года Марокканские ВВС использовали Mirage F-1 для подавления национально-освободительного движения в Западной Сахаре. При поддержке Алжира повстанцам удалось сбить не менее семи марокканских F-1, в том числе один на большой высоте ракетой ЗРК «Оса» (13.10.1981) и один ЗРК "Квадрат" (12.01.1985).

Вторым по количеству после Франции обладателем парка
Mirage F-1 стал Ирак. Всего им было заказано 116 самолета разных модификаций, из которых только 108 были поставлены до введения эмбарго в августе 1990 года.
Первые четыре
Mirage F-1EQ-1 перелетели в Ирак 1-го февраля 1981, причем до Кипра их перегоняли французские летчики, а после дозаправки уже иракские. Маршрут перегонки проходил над территорией Турции и заканчивался на авиабазе Кваяра, где и наалось формирование первого боевого подразделения. В сентябре того же года 79-я эскадрилья под командованием подполковника Али Раджая была сформирована и несколько позже стала принимать участие в боевых действиях. Следом началось формирование 81-й эскадрильи под командованием Хайтхама Уммара.
Основными задачами иракских F-1EQ стали удары по наземным объектам в глубине вражеской территории, завоевание превосходства в воздухе и ведение воздушной разведки. После получения партии самолётов F-1EQ-5 вооруженных ракетами AM.39 Exoset самолёты этого типа стали активно применятся для нарушения судоходства в Персидском Заливе и атаки удалённых иранских нефтяных терминалов. Примеры выполняемых боевых задач:
16 июля 1982 истребителем Mirage F-1EQ сбит иранский самолет F-4E из 31 TFS пилотируемый экипажем Али Реза Ясини. Иранский лётчик пытался уклониться от атаки сбросив подвесные баки и включив форсаж, но уйти от ракеты не удалось и Ясини вместе с оператором катапультировались над Курдистаном. Были эвакуированы спасательной службой;
14 сентября 1983 истребитель Mirage F-1EQ 79-й эскадрильи ракетой Matra Super 530F сбил турецкий F-100F из 182 Filo, случайно нарушивший границу Севреного Ирака из-за отказа навигационного оборудования. Оба турецких лётчика катапультировались и были арестованы, прождав освобождения до 8-го ноября.
30 августа 1987 иракские F-1EQ нанесли удар по зданиям спутниковой связи в Хамедане, полностью разрушив коммуникационные антенны.
5 октября 1987 пара F-1EQ совершила дальний рейд на нефтяной терминал острова Ларак повредив танкера Shining Star (кипр) и Seawise Giant (либерия). Для достижения цели удаленной от иракской территории на 1150 км пришлось осуществлять дозаправку в воздухе;
22 декабря 1987 звено F-1EQ-5 повторило рейд на остров Ларак поразив при помощи ракет Exoset стоявшие на рейде танкера World Petrobras (либерия), Seawise Giant (либерия), Burmah Enterprise (британия), Free Enterprise (мальта).
14 мая 1988 пара F-1EQ-4 нанесла удар по осторву Ларак бомбовыми кассетами "Белуга". Выход к цели и сброс осуществлялись на высоте 60 метров, в результате атаки пострадал сам терминал и два танкера Barcelona (испания) и многострадальный Seawise Giant (либерия).
С 1981-го по 1991-й годы иракская сторона потеряла 32 самолёта Mirage F-1 всех типов, большинство из которых (около 25) в результате боевых действий против Ирана. Во время вторжения в Кувейт иракские "Миражи" осуществили несколько боевых вылетов, например 2-го августа 1990 года они осуществляли воздушное прикрытие пары МиГ-23БН, нанесших в 5:30 утра удар по авиабазе Ахмед аль-Джабер. От более активного использования этих самолётов решили отказаться, так как кувейтская сторона имела на вооружения однотипные аппараты, что могло послужить причиной огня по своим.
К моменту начала операции "Буря в пустыне" ВВС Ирака располагали 76 самолётами Mirage F-1EQ/BQ и 8 трофейными кувейтсими Mirage F-1KU. На этот раз самолёты активно применялись в боевых действиях, в ходе которых в воздухе и на земле было потеряно 23 иракских и 2 кувейтских F-1, ещё 4 F-1EQ и 2 F-1KU получили повреждения. 24 самолёта этого типа были перегнаны иракскими лётчиками в Иран и были включены в состав местных военно-воздушных сил. Известные инциденты с участием Mirage F-1EQ в ходе операции "Буря в пустыне:
23 января 1991 на авиабазе Абу Убейда (район эль-Кут) были подготовлены к удару по американским кораблям четыре истребителя-бомбардировщика Mirage F-1EQ, запасной целью был назначен саудовский нефтяной терминал Рас-Танура. Но в этот день вылету не пришлось состояться, так как в 9:30 утра бомбардировщики коалиции уничтожили два готовых к вылету "Миража", а в 16:25 повторный бомбовый удар уничтожил ещё один. Оставшийся готовый к вылету самолёт был заблокирован в железобетонном укрытии из-за отказа электросистемы авиабазы. За ночь персонал базы сумел подготовить к вылету новую четвёрку "Миражей" и утром 24-го января вылет состоялся. Тем не менее из-за отказа бортового оборудования на двух самолётах в воздух поднялись только майор Али Хуссейн Фадель и капитан Мухаммед Салим. Оба с боевого задания не вернулись. Позже выяснилось, что иракцы сумели на высоте 50 метров и скорости 940 км/ч ускользнуть от истребителей ВМС США патрулировавших побережье Кувейта, но были перехвачены в 9:30 саудовским истребителем F-15C 13-й эскадрильи и сбиты им ракетами "Сайдуиндер". Победу одержал капитан Салах аль-Шамрани.
В первые сутки войны одиночный Mirage F-1EQ управляемый капитаном Наджимом Абдулла аль-Джубури отправился на перехват и вернувшись на базу доложил о уничтожении ракетой Magic вражеского F-111. Американские источники подтверждают атаку на EF-111 17-го января 1991 года, указывая что при этом иракский самолёт разбился (!), вероятно обе стороны описывают один и тот же случай ошибаясь в реальном результате. Тем не менее Наджим получил положенную премию за сбитый самолёт и потратил её на строительство мечети в своем родном городке. К сожалению 1-го апреля 2003 года Наджим аль-Джубури погиб пытаясь взлететь с грунтовой ВПП на истребителе Mirage F-1 для атаки американских войск. Самолёт на разбеге попал на неровности и взорвался чиркнув землю подвешенным под фюзеляжем топливным баком. Это была единственная в 2003 году попытка авиации Саддама атаковать врага, двум другим лётчикам пожелавшим отправиться на самоубийственное задание запретили взлёт.

В ходе отражения иракской агрессии в августе 1990 года большие успехи своим лётчикам "Миражей" приписывают кувейтские источники. 2-го августа 1990, сразу о сообщении о иракском вторжении, на центральный командный пост авиабазы Али аль-Салем прибыл бригадный генерал Давуд Сальман Ганим, который после доклада от расчёта РЛС о наличии в воздухе 50-70 малоскоростных целей двигавшихся со стороны Басры дал команду лётчикам "Миражей" подниматься в воздух. В 03:55 на задание поднялась четвёрка F-1KU, которая обнаружила в 15 км севернее столицы вражеские вертолёты и атаковала их, заявив о уничтожении 8 аппаратов. По две победы на свой счёт записали капитан Мохамед Махмас Досари (F-1KU №723), флайт-лейтенант Хабс Мутаири (№703), лейтенант Алаа Сувайлем (№727) и флайт-лейтенант Анзи (№701).
В 4:15 ушла на задание пара "Миражей", лётчики которой по возвращении доложили о пяти сбитых вертолётах. Майор Тахер Файлакави (F-1KU №710) три, а флайт-лейтенант Бассам (№719) два.
В 6:30 взлетела очередная пара, лидер которой капитан Айман Мудхам (F-1KU №701) уничтожил две иракские "Газели", а его ведомый лейтенант Саиф Бургес (№272) победы не добился.
В 9:25 младший лейтенант Фейсал аль-Хамуд (F-1KU №725) ракетой "Мажик" поразил ещё один вертолет. Таким образом отражая крупный иракский вертолётный десант истребителями было заявлено поражение 16 аппаратов! Но далее сопротивление кувейтцев было сломлено - после удара иракских истребителей-бомбардировщиков в 5:25 по авиабазе Али аль-Салем (поражены ВПП, РД и эксплуатационные сооружения) генерал Ганим дал команду истребителям эвакуироваться на авиабазу Ахмед аль-Джабер, которая хоть и подверглась удару в 5:30, но пострадала значительно меньше. Но в результате наступления наземных сил ирака и эта база оказалась в пределах досягаемости артиллерии, после чего 25 Миражей эвакуировались в Саудовскую Аравию. 8 Mirage F-1KU брошенные на авиабазах оказались в числе трофеев иракских войск. Отметим, что ни одного самолёта ВВС Кувейта не было уничтожено иракцами в воздухе, были сбиты только три вертолёта (две "Газели", одну из которых по ошибке сбил свой ЗРК "Хок" и одна "Супер Пума").

ВВС Ливии изредка использовали свои Mirage F-1 в Чаде и в стычках с американскими самолётами над заливом Сидра. Так, 12 апреля 1986, с авиабазы Митига взлетело дежурное звено F-1 в составе Мохтара Мохамеда Османа (№1), флайт лейтенанта Башира Мохамеда Салема (№2), капитана Бельгасема Амара (№3) и флайт лейтенанта Мохаммеда Салима Насра (№4). Сразу после взлёта в 13:10 ливийцы заняли высоту 27 500 футов и взяли по команде курс 030. В 13:28 наземный КП оповестил лётчиков о наличии в 120 милях правее 060 вражеских самолётов, после чего лидер взял курс 090 и выбрал скоростной режим 0.92М. Неожиданно был получен сигнал об облучении снизу под пять часов, на что Мохтар Мохамед Осман отреагировал командой развернуться на 180 град и запросил поддержку (в 13:45 взлетело звено МиГ-23). В результате маневра лидирующей стала вторая пара "Миражей". В 13:35 низковысотная групповая цель была идентифицирована как четверка F-18 в боевом порядке с которой был проведён маневренный бой без применения оружия. Причём ливийцы постоянно сохраняли выгодную позицию, а после подхода МиГ-23 вытеснили противника. Позже выяснилось, что у всех лётчиков звена отличные кадры ФКП вражеских F-18.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100