Достаточно напряженным регионом, где сталкивались интересы просоветской (Объединение Варшавского Договора) и прозападной (НАТО) коалиций стала Европа, по границе «Железного занавеса». Две современных армии, стоявшие лицом к лицу, были готовы к решительным действиям в случае войны, но в мирный период старались не провоцировать друг друга, поэтому большинство воздушных инцидентов заканчивалось достаточно мирно. Все попавшие в плен летчики или трофейные самолеты возвращались после принесённых извинений или уплаты штрафа стране-владельцу. 9 октября 1948 года, с аэродрома Коломыя, на бомбардировщике Ту-2 совершил перелёт в Австрию командир экипажа л-т А.П. Барсов. Побег выполнен при пособничестве штурмана л-та П.А. Пирогова. При посадке в р-не н.п. Хёршинг бомбардировщик вышел за пределы подобранной площадки и подломил правую опору шасси. В результате переговоров самолет был возвращен СССР вместе с третьим членом экипажа - стрелком-сержантом, не участвовавшем в планировании и осуществлении побега. Данные на дезертиров: Барсов Анатолий Порфирьевич, родился 24.4.1917 г., во время обучения в ПТУ проходил обучение в аэроклубе с 1938 по 1939 год. С началом войны находился в резервном подразделении, а с 1943 года в действующем подразделении ВВС на должности летчика; Пирогов Петр Афанасьевич, родился 23.12.1920 года в Тамбовской обл. В вооруженных силах СССР с 1939 года. После окончания школы штурманов переведен в действующее подразделение в звании мл.л-та.
16 августа 1948 года самолет Vampire F.Mk-1 VF272 3-й аэ ВВС Великобритании совершил вынужденную посадку на территории Польши. Летчик Пете Джордан (Pete Jordan) выполнял практические стрельбы на полигоне Любек. Из-за ухудшавшихся погодных условий задание было прекращено и летчик получил с наземного КП курс для следования на базу. Значения курса оказались не верными и самолет вышел в р-н н.п. Щецин, где выполнил вынужденную посадку на картофельное поле по остатку топлива. Летчик и самолет арестованы и освобождены через неделю в результате переговоров.
8 апреля 1950 года, в 17:39, сбит самолет-нарушитель PB4Y2 «Privateer» 59645 эскадрильи VP-26 ВМС США пилотируемый экипажем л-та Джона Фетте (Lt. John H. Fette). Морской патрульный самолет произвел взлёт с аэродрома Висбаден с заданием на разведку движения советских судов в Балтийском море. После обнаружения чужого самолета у границы СССР, в 17:22, с аэродрома Паланга было поднято в воздух дежурное звено Ла-11 30-го гиап (ведущий ком звена ст.л-т Б.П. Докин - ведомый л-т И.И. Тезяев, ведущий второй пары ст.л-т А.С. Герасимов - ведомый л-т Е.Т. Сатаев). Истребители в 17:30 обнаружили PB4Y2 в 8 км южнее Лиепаи, в советских территориальных водах, после чего установленными международными сигналами попытались принудить нарушителя к посадке. Противник сигналам не подчинился, изменив курс в сторону международных вод и открыл огонь по истребителям. Л-т Иван Иванович Тезяев открыл огонь на поражение из ВПУ и поразил противника, который со снижением вошел в облачность. Поврежденный PB4Y2 упал в море, а весь экипаж из 10 человек погиб.
5 сентября 1950 года самолет Gloster Meteor T.7 WA695 ВВС Великобритании совершал перегоночный полет с авиабазы Глочестер в ФРГ. На маршруте летчик к-н Джон В. Драйвер (FL John W. Driver) встретил сложные погодные условия, потерялся и нарушил воздушное пространство ГДР. Выполнил вынужденную посадку на автобан Гамбург-Берлин, у н.п. Редефин в 32 км от границы, после чего был арестован советскими войсками. Летчик освобожден в декабре, а самолет не возвращен.
19 ноября 1951 года, в 18:14, был обнаружен неопознанный двух-двигательный самолет вторгшийся в воздушное пространство Венгрии. После установления устойчивого сопровождения нарушителя расчетом РЛС 59-й ВА в н.п. Кечкемет было решено поднять на перехват дежурный истребитель. В 19:22 на истребителе МиГ-15бис произвел взлёт ком. звена 5-го гиап ст.л-т А.А. Калугин. В 19:30 он обнаружил нарушителя в районе н.п. Веспрем и сопроводил его к аэродрому Папа, где тот произвел посадку в 19:55. Перехваченным бортом оказался американский военно-транспортный C-47A 43-16026, выполнявший рейс из Эрдинга (ФРГ) в Белград (Югославия) с грузом для посольства США. После прохождения контрольной точки Загреб экипаж потерял свое местоположение и вторгся в воздушное пространство сначала Румынии, а затем Венгрии. Экипаж самолета-нарушителя: командир к-н Дэйв Хэндерсон, второй пилот к-н Джон Свифт, борттехник сержант Джесс Дафф и бортрадист сержант Джеймс Элам.
13 июня 1952 года, в 13:15, выполнен перехват над Балтийским морем самолета радиоразведки DC-3 Тр-79001 (42-5694) эскадрильи F-8 ВВС Швеции. Самолет-разведчик, управляемый экипажем Альвара Альмберга, произвел взлёт в 11:05 с аэродрома Бромма и набрав высоту около 7 000 м. осуществлял полеты над морем вдоль границы советской территории с целью обнаружения источников излучения (РЛ и РТС). В 12:46 на перехват был поднят одиночный истребитель МиГ-15 483-го иап зам ком аэ к-на Григоря Осинского, оснащенный ПТБ для увеличения радиуса действия. В 13:14 к-н Осинский обнаружил самолет-разведчик и после подтверждения с КП атаковал и сбил его. DC-3 загорелся и упал в море. Все находившиеся на борту 8 членов экипажа погибли.
16 июня 1952 года выполнен перехват самолета PBY-5 «Catalina» Тр-47002 флотилии F2 ВМС Швеции. Летающая лодка, пилотируемая экипажем Свэна Тёрнгрена, осуществляла поиск пропавшего три дня назад самолета DC-3. Шведы не знали, что «Дуглас» сбит советскими истребителями и обследовали все возможные места. Предположив, что из-за неисправности их коллеги могли сесть на один из островов, летчики «Каталины» обследовали советский остров Хийума. Ранее шведы часто нарушали воздушное пространство СССР, не встречая сопротивления, поэтому решились пересечь границу очередной раз. В 04:09 пара МиГ-15 л-та Николая Андреевича Семерникова (ведомый л-т Илья Яценко-Косенко) вышла в район с.-в. мыса Ристна и обнаружила «Каталину». Получив подтверждение с КП летчики МиГ-ов в 04:11 открыли огонь из ВПУ выполнив несколько заходов, после чего поврежденный гидросамолет приводнился и в 04:20 затонул. Экипаж самолета успел эвакуироваться на резиновые плоты и был эвакуирован Германским сухогрузом.
10 марта 1953 года, в 11:04, сбит истребитель-бомбардировщик F-84G «Thunderjet» 53-й аэ 36 FBW ВВС США (авиабаза Фюрстенфелдбрюк – Мюнхен). Пара самолетов в составе ведущего ст.л-та Уоррена Брауна (1st Lt. Warren G. Brown) – ведомого ст.л-та Дональда Смита (1st Lt. Donald C. Smith) была поднята в воздух для перехвата неопознанного зонда, дрейфующего со стороны Чехословакии на высоте 4500 м. В свою очередь Чехословацкая сторона подняла в воздух с аэродрома Пльзень в 10:45 пару МиГ-15 (C-102S) в составе поручиков Ярослава Срамека и ведомого Милана Форста из 2-й аэ 5-го иап. Противники встретились в 10:59 на высоте около 4 000 м. и вступили в маневренный бой. После двух виражей ведущий МиГ зашел в хвост самолету Брауна и открыл по нему огонь из ВПУ. Снарядом был поврежден концевой ПТБ. Американский летчик со снижением попытался уйти вглубь своей территории, но Ярослав Срамек (на самолете с бортовым № NO-37) в 11:04 выполнил по нему повторную атаку поразив снарядом правую половину стабилизатора, после чего самолет перешел в неконтролируемое вращение и летчик был вынужден катапультироваться с высоты 300 м. Браун приземлился на деревья в зоне ответственности американских войск у н.п. Фалькенштейн. В ответ на протест власти Чехословакии заявили, что самолет был сбит в их воздушном пространстве.
12 марта 1953 года, в 13:26, сбит самолет Avro «Lincoln» RF531/C Flying Training Command ВВС Великобритании (аэродром Йоркшир). Самолет управляемый экипажем ст.сж-та Питера Дуннела (FS Peter J. Dunnell) выполнял транспортный рейс из Гамбурга в западный Берлин, следуя по установленному международному коридору вторым в группе с интервалом 2 часа на высоте 6 000 м. Находясь над рекой Эльба, экипаж уклонился от маршрута, вышел за пределы воздушного коридора и в 32 км с.-в. Люнебурга был атакован парой истребителей МиГ-15бис 43-го иап (ведущий ст.л-т В. Иванов, ведомый ст.л-т В. Алексеев). «Lincoln» загорелся и взорвался в воздухе, а его обломки упали по обе стороны реки (в основном, в советской зоне ответственности). Из находившихся на борту семи человек четверо погибло при падении, а еще трое успели воспользоваться парашютами, но позже скончались в госпитале от полученных ожогов.
27 июля 1955 года, в 07:10 утра, военно-транспортный самолет L-1049 4X-AKC ВВС Израиля (действовал под флагом а/к "Эль Ал") зашел в воздушное пространство Болгарии. Учитывая, что подобные нарушения носили постоянный характер, было решено пресечь полет нарушителя. В воздух с аэродрома Доброславци поднялась дежурная пара истребителей МиГ-15бис ВВС НРБ (ведущий м-р Борис Петров, ведомый к-н Константин Синкийски). По наведению с земли истребители вышли на цель, идущую вдоль русла реки Струма на высоте 6 000 м, после чего ведущий попытался принудить нарушителя к посадке подав установленные международные сигналы (покачивание крыльями, стрельба по курсу следования). Нарушитель на поданные сигналы не реагировал, а с увеличением скорости попытался уйти в направлении Греции. Лидер пары МиГ-ов по команде с земли, в 07:30, открыл огонь из ВПУ на поражение. L-1049 загорелся и упал в 5 км севернее н.п. Рупите. Все 7 членов экипажа и 51 пассажир, находившиеся на борту самолета, погибли. Самолет-нарушитель следовал из Лондона в Тель-Авив (аэропорт Лод), с посадками в Париже и Вене. Экипаж не учел сильный ветер и вторгся в воздушное пространство Болгарии.
29 мая 1958 года выполнен перехват самолета RF-84F H-8N FR-13 52-7237 42-й эскадрильи ВВС Бельгии. Истребитель лейтенанта Мартина Паулюса, совершавший полет над нейтральной зоной, нарушил границу и в 10:45 был принужден к посадке на аэродроме Дамгартен парой истребителей МиГ-17Ф 773-го иап. На предпосадочной прямой летчик-нарушитель пытался ускользнуть, но предупредительная очередь прижала его к полосе. При осмотре выяснилось, что самолет был вооружен и оснащен фото-разведывательным оборудованием. Летчик освобожден 21-го июня, а самолет доставлен в ФРГ железнодорожным транспортом 4-го июля (после ремонта этот RF-84 вернулся в 42-ю эскадрилью и был списан после аварийной посадки 17 мая 1960 года).
7 июня 1958 года, в 13:30, на территории ГДР выполнил вынужденную посадку вертолет Н-19D 56-4250 «Chickasaw» Армейской авиации США (придан 3-й танковой дивизии). Экипаж ст.л-та Майка Эллиса выполнял транспортный рейс из Франкфурта в пограничный тренировочный лагерь Графенвёр. После двух часов полета вертолет уклонился от заданного маршрута, нарушил воздушную границу ГДР и после полного израсходования топлива выполнил вынужденную посадку у н.п. Ирферсгрюн на деревья, получив при этом значительные повреждения. Девять человек находившиеся на борту были арестованы полицией и доставлены в Берлин. Все освобождены 19-го июля, а вертолет возвращен только частично (некоторые узлы и детали были изъяты). Причиной инцидента посчитали отказ радиокомпаса.
22 октября 1959 года, в 08:16, пара истребителей-бомбардировщиков F-84F DD-108 51-9517 и DD-107 52-6546 из эскадрильи JBG-34 ВВС ФРГ произвела взлёт с аэродрома Мемминген для выполнения трассового тренировочного полета в СМУ. Пилотировали машины штабс-унтер-офицер Гельмут Краус (ведущий) и унтер-офицер Рольф Хоффман (ведомый). В 08:52 ведущий пары доложил об отказе кислородного оборудования и возврате на базу с середины маршрута. Прекратив задание пара начала снижение и в 10:26 вошла в облачность, ориентируясь на приводной радиомаяк авиабазы Меммингем. Однако, находившийся в н.п. Графенвёр радиомаяк работал на той же частоте и был ошибочно принят летчиками за привод авиабазы. В результате пройдя через маяк пара оказалась над территорией Чехословакии. После полного израсходования топлива оба летчика катапультировались и были арестованы чехословацкими военными. Позже отпущены.
20 мая 1960 года выполнен перехват самолета С-47A 43-15544 ВВС США. Самолет управляемый экипажем капитана Джеймса Лонди выполнял транспортный рейс из Копенгагена в Гамбург. Из-за неточной информации о силе и направлении ветра, выданной метеослужбой, экипаж сбился с курса и углубился в воздушное пространство ГДР на 35 км. Самолет был перехвачен парой истребителей МиГ-19 (ведущий к-н Л.Г. Шкаруба, ведомый ст.л-т М. Крылов) и после предупредительной очереди совершил посадку на поле у н.п. Грундсхаген, в 13 км севернее н.п. Гревесмюлен. Никто из находившихся на борту 6 членов экипажа и трех пассажиров не пострадал. Позже самолет перегнан на аэродром Висбаден и возвращен США.
1 июля 1960 года, в 18:03, сбит самолет-нарушитель RB-47H 53-4281 38-й аэ 55 SRW ВВС США (аэродром Брайт-Нортон, Англия). Экипаж в составе командира к-на Уильяма А. Палама, помощника командира ст.л-та Фримана Б. Олмстеда, штурмана ст.л-та Джона Р. Маккоуна, операторов станции РТР к-на Юджина Е. Поза, старших лейтенантов Оскара Л. Гофорта и Дэна Б. Филлипса выполнял задание по радиоэлектронной разведке над Баренцевом морем. В 17:28 РЛС ДО ПВО СССР определили нарушение воздушной границы этим летательным аппаратом и с КП на перехват противника направили истребитель МиГ-19П 174-го иап (аэродром Килпъявр) пилотируемый ком звена к-ном Василием Амвросиевичем Поляковым. Сблизившись с нарушителем летчик истребителя подал сигнал "следовать за мной", на который экипаж RB-47 не отреагировал. После открытия советским истребителем предупредительного огня самолет-нарушитель ответил очередью оборонительного вооружения. В 18:03 капитан Поляков сбил противника огнем ВПУ восточнее мыса Святой Нос. Штурман и помощник командира экипажа сумели воспользоваться средствами спасения и были пленены экипажем советского траулера СКР-56, остальные погибли или пропали без вести.
4 августа 1961 года истребитель МиГ-17 ВВС Чехословакии с авиабазы Пльзень, пилотируемый ст.л-том Людвигом Сламалом, совершал рутинный тренировочный полет в районе Австрийской границы. Из-за отказа энергетики на борту обесточились навигационные приборы и полностью была потеряна радиосвязь. В сложившейся ситуации летчик не смог контролировать свое местоположение, нарушил границу и совершил вынужденную посадку на ВПП (длина всего 1200м) Венского аэродрома Аспен, в Австрии. После недолгого расследования летчик и самолет были отпущены.
28 января 1964 года, в 15:14, сбит учебно-тренировочный самолет Т-39А «Sabreliner» 62-4448 7101-st ABW ВВС США (аэродром Висбаден). Самолет пилотируемый экипажем в составе летчика-инструктора п/п-ка Геральда Кей Ханнафорда, тренируемых к-нов Джона Лоррейна и Дональда Милларда произвел взлёт с аэродрома Висбаден в 14:10 с целью выполнения учебного трассового полета. В 14:57 самолет доложил точку маршрута Фульда и ушел с частоты Рейн-Контроль, но с Ганновер-подход так и не связался. Позже стало известно, что борт уклонился от трассы и нарушил границу ФРГ. На перехват самолета нарушителя с аэродрома Альтенбург поднялась пара истребителей МиГ-17Ф 296-го иап (ведущий ст.л-т Кропотов, ведомый ст.л-т Дерий), после обнаружения цели ведущий пары ст.л-т Анатолий Кропотов выполнил атаку и огнем ВПУ уничтожил противника. Обломки упали приблизительно у деревни Вогельсберг. Весь экипаж погиб.
10 марта 1964 года сбит самолет RB-66 54-451 19 TRS ВВС США (взлет с авиабазы Нанси во Франции). Самолет-разведчик выполнявший "рутинный тренировочный полет" в 15:01 нарушил границу ГДР и был сбит истребителем МиГ-19С 33-го иап к-на Ф.М. Зиновьева у н.п. Магдебург. Троим членам экипажа удалось катапультироваться (штурман л-т Харольд Велч получил при этом травму руки и ног, а летчик к-н Дэвид Холланд и штурман-инструктор к-н Мэлвин Кесслер не пострадали). Все трое были взяты в плен и позже освобождены в результате переговоров.
20 октября 1964 года пара истребителей SAAB J-29F 2-й аэ ВВС Австрии (аэродром Грац-Талерхоф) выполняла рутинный учебный полет. Ведущим шел инструктор штабс-вахмистр Эрдлер Альфред (самолет №29559 код - E), ведомым курсант вахмистр Кеметингер Йоханн (самолет №29627 код - L). Из-за отказа компаса на самолете ведущего пара вторглась в воздушное пространство Чехословакии и после полного израсходования топлива пошла на вынужденную посадку в поле у н.п. Орех, 14 км западнее Праги. На пробеге самолет ведущего "скапотировал" и получил значительные повреждения. Курсант посадил самолет удачнее, но так же с большими повреждениями.
14 февраля 1967 года, около 17:30, на чужом аэродроме Тегёль совершил посадку истребитель МиГ-21ПФМ ВВС СССР, пилотируемый штурманом звена 33-го гиап капитаном Ф.М. Зиновьевым. Поняв свою ошибку летчик выполнил взлёт с рулежной дорожки и ушел на свою сторону границы. Команда пожарной охраны аэродрома Тегёль, пытавшаяся помешать взлёту, не смогла одновременно заблокировать ВПП и РД. Всего советский самолет находился на вражеском аэродроме 4 минуты.
25 мая 1967 года совершен побег на истребителе МиГ-17Ф №25 947-го ибап ВВС СССР (аэродром Дубно, Ровенской области). Во время группового полета на дальность самолет л-та Василия Ильича Епатко (1942 г.р., выпускник Ейского ВВАУЛ 1965 г.), изменил курс и пересек границу ФРГ. Пролетев над территорией Западной Германии около 180 километров летчик совершил вынужденную посадку, не выпуская шасси, на болотистый луг в районе н.п. Хёхштадт. Предатель получил политическое убежище в США, а самолет был возвращен.
10 сентября 1970 года совершен побег на самолете С-47 "Дакота" №49-2621 ВВС Греции. Ночью капитан Михалис Маниатакис совершил взлет с аэродрома Хания на острове Крит и преодолев воздушное пространство Турции на высоте 3000 м вышел к границе СССР. В 03:36 самолет был обнаружен РЛС ДО и на перехват поднята дежурная пара Су-15 62-го иап. Истребители сопроводили беглеца до своего аэродрома Бельбек, где он произвел посадку. Летчик попросил политического убежища у советской стороны и долгое время проживал в Союзе. Причиной побега стало разногласие с режимом хунты "Черных полковников".
27 мая 1973 года совершен побег на истребителе-бомбардировщике Су-7БМ №52 296-го апиб ВВС СССР (аэродром Гроссенхайн). Авиатехник л-т Евгений Львович Вронский, находившийся на аэродроме с целью осмотра и подготовки к полёту закрепленного за ним самолета, самовольно произвел на нем взлёт и после пересечения границы ФРГ катапультировался. Имея минимальные навыки пилотирования, полученные на тренажере, дезертир весь полет совершал на форсажном режиме работы двигателя и шасси после взлета не убирал. Самолет упал на лесной массив у города Брауншвайг в 11:47 местного времени. Обломки самолета возвращены советской стороне, а лейтенанту Вронскому предоставлено политическое убежище.
16 июня 1983 года потерпел катастрофу вертолет Ми-24Д 336-го овп (аэродром Вахштедт). Экипаж в составе командира вертолета к-на Юрия Карпова, летчика-штурмана Александра Сачкова и бортового техника ст.л-та Семахина выполнял задачу по патрулированию приграничного района. В процессе выполнения задания был встречен вертолет AH-1 "Cobra", следовавший вдоль границы над территорией ФРГ. Противник выполнял сложные маневры, временами проходя максимально близко к границе. Пытаясь воспрепятствовать нарушению экипаж Ми-24 так же выполнил резкий маневр, в результате которого лопасти несущего винта ударили по хвостовой балке. Машина потеряла управление и упала на землю на траверзе н.п. Эшвеге. Экипаж погиб.
|