RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

27 марта 1947 года самолет Р-5 разведывательной эскадрильи ВВС Ирана (аэродром Тегеран), пилотируемый лейтенантом Сабири Муагаси и наблюдателем мл.л-том Сафари Гусейном, потерял навигационную ориентировку, нарушил воздушное пространство СССР и произвел вынужденную посадку в 25 км от села Советская Джульфа. Оба летчика были арестованы пограничниками из близлежащей части. Позже, самолет и экипаж возвращены Иранской стороне.


27 июня 1958 года, в 18:44, выполнен перехват самолета-нарушителя 
C-118A «Liftmaster» 51-3822 7405-й аэ ВВС США. Самолет выполнял транспортный рейс Висбаден-Тегеран-Пешавар по заказу ЦРУ (обеспечение полетов высотных разведчиков U-2). На борту находился экипаж м-ра Лютера Лайлеса (Maj. Luther W. Lyles) и сопровождающие груз представители ЦРУ – всего 9 человек. На этапе Висбаден-Тегеран летчики совершили навигационную ошибку и в 18:30 нарушили границу СКВО, оказавшись в 30 км южнее Еревана. После обнаружения нарушителя в воздух с аэродрома Кюрдамир была поднята пара истребителей МиГ-17ПФ 976-го иап в составе ведущего к-на Г.Ф. Светличникова и ведомого ст.л-та Б.Ф. Захарова. По наведению с земли они вышли в р-н 20 км восточнее озера Севан, где обнаружили нарушителя визуально на высоте 5 000 м. Сначала противник не хотел подчиняться приказам перехватчиков, но после короткой очереди поразившей второй двигатель и вызвавшей воспламенение топлива из пробитых баков, пошел на посадку в пределах советской территории. Пятеро человек, находившихся на борту (представитель ЦРУ выполнявший обязанности помощника командира экипажа - п-к Дэйл Брэннон, Роберт Крэнс, сопровождающий груз Бэнни Шуп, авиаспециалисты 2-го класса Эрл Ример и Питер Сабо), воспользовались парашютами, а четверо (командир экипажа м-р Лютер Лайлес, штурман к-н Джейм Ти Кэйн, 2-й штурман ст.л-т Джеймс Эн Лютер и сержант Джеймс Джи Холман) эвакуировались после посадки вне аэродрома, причем один из оставшихся получил травмы. Самолет разрушился на две части и полностью сгорел. Все девять человек арестованы советскими властями и освобождены через девять дней в результате переговоров.


2 сентября 1958 года, в 15:12, сбит самолет-нарушитель С-130А 56-0528 7406-й аэ ВВС США. Разведчик произвел взлет с турецкой авиабазы Инжирлик в 13:21 и набрав высоту 8600 м направился к контрольной точке Трабзон, откуда должен был проследовать к н.п. Ван и возвращаться обратно. В 14:42 экипаж доложил прохождение Трабзона и больше на связь не выходил. Позже выяснилось, что следуя над слоем облачности,  в 15:06, разведчик зашел в воздушное пространство СССР в точке 20 км южнее Ленинакана и с курсом 120 углубился на территорию СССР до 45 км. На его перехват были подняты дежурные пары МиГ-17Ф из 25-го иап с аэродрома Эребуни в 14:47 (ведущий ст.л-т В.В. Лопатков, ведомый ст.л-т Н. Гаврилов) и 177-го иап с аэродрома Ленинакан в 14:54 (ведущий ст.л-т Н.П. Кучеряев, ведомый ст.л-т В.Д. Иванов). Истребители обнаружили противника в 15:10 и попыталась принудить его к посадке. Нарушитель на поданные сигналы не реагировал и был сбит огнем ВПУ у села Саснашен, в 44 км. южнее Ленинакана. Погибло 17 человек находившихся на борту (в том числе 6 членов экипажа к-на Руди Свиестра и 11 операторов разведывательных систем).


20 ноября 1963 года иранский двухмоторный самолет Commander-560, по заданию правительства шаха, выполнял картографирование пограничного горного района провинции Корасан. В 11:11 самолет вторгся на территорию СССР в районе н.п. Артык. Дежурная пара МиГ-17 156-го иап (ведущий ком звена к-н Степанов, ведомый ст.л-т Судариков) поднятая с аэродрома Мары-2 перехватила нарушителя и попытались принудить его к посадке. Иранский летчик сигналы проигнорировал и попытался уйти на свою территорию. Преследуя нарушителя МиГ-и вторглись в воздушное пространство Ирана на 20 километров и огнем ВПУ ведущий пары к-н О.Г. Степанов подбил его. При выполнении вынужденной посадки у н.п. Даргаз иранский самолет разбился, а двое картографов на его борту погибли. Летчик с серьезными травмами был доставлен в госпиталь. Commander-560 принадлежал авиакомпании 
«Аэро-Такси», взлет произвел в Мехрабаде, а посадку для дозаправки планировал осуществить в Мешхеде.


30 ноября 1963 года иракский летчик л-т Абдель Рахим эль-Селим Зухер совершил побег в СССР через территорию Ирана. Посадка успешно произведена на одном из аэродромов в районе Баку, Азербайджанской ССР. Причиной побега стало нежелание участвовать в подавлении выступлений Курдов. Тип самолета не уточнялся, но в некоторых авиационных изданиях публиковались фото истребителя "Вампир" с советскими опознавательными знаками, возможно именно с этим случаем связано появление этого самолета в СССР. Летчику предоставлено политическое убежище.


21 октября 1970 года легкий самолет Beechcraft U-8 Армии США совершавший перелет между турецкими городами Эрзурум и Карс сбился с пути, нарушил границу СССР и произвел вынужденную посадку у города Ленинакан в Армении. Летчик майор Джеймс Пи Расселл (Maj. James P. Russell jr.) и пассажиры ген.м-р Эдвард Шеррер, бриг.ген. Клод Манро МакКарри (оба американцы, военные атташе в Турции), п-к Циват Данли (турок) были арестованы советскими властями. 10-го ноября самолет и экипаж освобождены в результате переговоров.


28 ноября 1973 года, в 13:15,  совершен таран самолета RF-4E 2-6510 ВВС Ирана. Самолет пилотируемый иранским летчиком м-ром Шукухнией и инструктором-американцем п-ком Саундерсом выполнял тренировочный полет в районе Советско-Иранской границы. В результате навигационной ошибки в  "Фантом" вторгся в воздушное пространство Советского Союза и был перехвачен над Муганской долиной истребителем МиГ-21СМ 982-го иап (аэродром Вазиани) пилотируемым к-ном Елисеевым Геннадием Николаевичем. После неудачного пуска ракет Р-3Р, не попавших в цель, к-н Елисеев выполнил таран самолета нарушителя. Экипаж иранского самолета катапультировался удачно и был взят в плен, советский летчик погиб...


24 августа 1976 года два самолета ВВС Турции вторглись в воздушное пространство Советского Союза и были обстреляны двумя ракетами ЗРК С-125. Согласно расшифровке средств объективного контроля один самолет опознанный как F-100 был подбит и упал на территории Турции. Ветеран ВВС Турции Ярали подтвердил информацию о похожем инциденте, указав примерную дату как июнь 1977 года. Пара F-104G предположительно из 144 Filo осуществляла фотографирование приграничной территории Армянской ССР и была обстреляна зенитными ракетами, уклоняясь от которых проскочила звуковой барьер. Тем не менее один самолет был сбит, а его летчик катапультировался у н.п. Ыгдыр. Уцелевший F-104G сел на авиабазе Эрзурум. Не желая осложнять отношения с СССР турецкая сторона никаких нот протеста не посылала, хотя сбитый "Старфайтер" упал на своей территории.


26 сентября 1976 года совершен угон самолета Ан-2 ВВС СССР (аэродром Баку). Лейтенант Валентин Иванович 
Зосимов, 1939 г.р., перелетел в Иран и выполнил посадку на аэродроме Ахар, в районе Тебриза. Самолет и летчик возвращены в октябре 1976 года. Засимов арестован 26.10.1976 года и осужден на 12 лет лагерей.


18 июля 1981 года, в 14:44, совершен таран транспортного CL-44 LV-JTN ВВС Аргентины, выполнявшего перевозку израильского оружия в Иран. Самолет, пилотируемый экипажем Гектора Кордеро, вторгся в воздушное пространство СССР. В 14:30 с аэродрома Марнеули был поднят перехватчик Су-15ТМ №37 166-го гиап замполита эскадрильи к-на Валентина Александровича Куляпина (позывной 733). Обнаружив нарушителя летчик Су-15 подал предупредительный сигналы, на которые тот не реагировал и продолжал полет в сторону Турции, после оценки ситуации с КП последовала команда на уничтожение. Выполнив два захода к-н Куляпин сблизился с транспортным самолетом и килем своего самолета ударил по стабилизатору нарушителя, после чего оба потеряли управление и упали недалеко от г. Ереван. Летчик перехватчика катапультировался удачно (награжден орденом "Красной звезды"), а экипаж CL-44, включавший 4-х человек, погиб.


2 сентября 1990 года, в 12:36, четырехместный УТС ВВС Ирана совершил посадку на аэродроме Нахичевань, Азербайджанской ССР. Все четверо, находившиеся на борту, были курсантами учебного центра ВВС Ирана и заявили, что вторглись в воздушное пространство СССР из-за плохой погоды и отказа радио-навигационного оборудования. Принуждены к посадке дежурным истребителем.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100