RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

27 марта 1947 года самолет Р-5 разведывательной эскадрильи ВВС Ирана (аэродром Тегеран), пилотируемый лейтенантом Сабири Муагаси и наблюдателем мл.л-том Сафари Гусейном, потерял навигационную ориентировку, нарушил воздушное пространство СССР и произвел вынужденную посадку в 25 км от села Советская Джульфа. Оба летчика были арестованы пограничниками из близлежащей части. Позже, самолет и экипаж возвращены Иранской стороне.


27 июня 1958 года, в 18:44, выполнен перехват самолета-нарушителя 
C-118A «Liftmaster» 51-3822 7405-й аэ ВВС США. Самолет выполнял транспортный рейс Висбаден-Тегеран-Пешавар по заказу ЦРУ (обеспечение полетов высотных разведчиков U-2). На борту находился экипаж м-ра Лютера Лайлеса (Maj. Luther W. Lyles) и сопровождающие груз представители ЦРУ – всего 9 человек. На этапе Висбаден-Тегеран летчики совершили навигационную ошибку и в 18:30 нарушили границу СКВО, оказавшись в 30 км южнее Еревана. После обнаружения нарушителя в воздух с аэродрома Кюрдамир была поднята пара истребителей МиГ-17ПФ 976-го иап в составе ведущего к-на Г.Ф. Светличникова и ведомого ст.л-та Б.Ф. Захарова. По наведению с земли они вышли в р-н 20 км восточнее озера Севан, где обнаружили нарушителя визуально на высоте 5 000 м. Сначала противник не хотел подчиняться приказам перехватчиков, но после короткой очереди поразившей второй двигатель и вызвавшей воспламенение топлива из пробитых баков, пошел на посадку в пределах советской территории. Пятеро человек, находившихся на борту (представитель ЦРУ выполнявший обязанности помощника командира экипажа - п-к Дэйл Брэннон, Роберт Крэнс, сопровождающий груз Бэнни Шуп, авиаспециалисты 2-го класса Эрл Ример и Питер Сабо), воспользовались парашютами, а четверо (командир экипажа м-р Лютер Лайлес, штурман к-н Джейм Ти Кэйн, 2-й штурман ст.л-т Джеймс Эн Лютер и сержант Джеймс Джи Холман) эвакуировались после посадки вне аэродрома, причем один из оставшихся получил травмы. Самолет разрушился на две части и полностью сгорел. Все девять человек арестованы советскими властями и освобождены через девять дней в результате переговоров.


2 сентября 1958 года, в 15:12, сбит самолет-нарушитель С-130А 56-0528 7406-й аэ ВВС США. Разведчик произвел взлет с турецкой авиабазы Инжирлик в 13:21 и набрав высоту 8600 м направился к контрольной точке Трабзон, откуда должен был проследовать к н.п. Ван и возвращаться обратно. В 14:42 экипаж доложил прохождение Трабзона и больше на связь не выходил. Позже выяснилось, что следуя над слоем облачности,  в 15:06, разведчик зашел в воздушное пространство СССР в точке 20 км южнее Ленинакана и с курсом 120 углубился на территорию СССР до 45 км. На его перехват были подняты дежурные пары МиГ-17Ф из 25-го иап с аэродрома Эребуни в 14:47 (ведущий ст.л-т В.В. Лопатков, ведомый ст.л-т Н. Гаврилов) и 177-го иап с аэродрома Ленинакан в 14:54 (ведущий ст.л-т Н.П. Кучеряев, ведомый ст.л-т В.Д. Иванов). Истребители обнаружили противника в 15:10 и попыталась принудить его к посадке. Нарушитель на поданные сигналы не реагировал и был сбит огнем ВПУ у села Саснашен, в 44 км. южнее Ленинакана. Погибло 17 человек находившихся на борту (в том числе 6 членов экипажа к-на Руди Свиестра и 11 операторов разведывательных систем).


20 ноября 1963 года иранский двухмоторный самолет Aero 
«Commander 500» EP-AEL по заданию правительства шаха выполнял картографирование местности в приграничном районе провинции Корасан. В 11:11 выполняя очередной проход самолет вторгся на территорию СССР в районе н.п. Артык. Дежурная пара МиГ-17 156-го иап (ведущий ком звена к-н Степанов, ведомый ст.л-т Судариков) поднятая с аэродрома Мары-2 перехватила нарушителя и попытались принудить его к посадке. Иранский летчик сигналы проигнорировал и попытался уйти на свою территорию. Преследуя нарушителя МиГ-и вторглись в воздушное пространство Ирана на 20 километров и огнем ВПУ ведущий пары к-н О.Г. Степанов поразил его в левый двигатель. При выполнении вынужденной посадки у н.п. Даргаз иранский самолет полностью сгорел, а двое картографов на его борту погибли (Хоссейн Солари и Аманулла Ибрагими не успели эвакуироваться). Летчик к-н Дадестан с серьезными ожогами был доставлен в госпиталь. Сбитый «Commander 500» принадлежал авиакомпании «Аэро-Такси» и был зафрахтован иранским картографическим агенством. По иранским данным аппарат произвел взлёт в Мехрабаде, а посадку для дозаправки планировал осуществить в Мешхеде. В процессе полета он не приближался к советской границе ближе чем на 26 километров, работая на отрезке Кучан - Деррегез на высоте 1500 м.


30 ноября 1963 года иракский летчик л-т Абдель Рахим эль-Селим Зухер совершил побег в СССР через территорию Ирана. Посадка успешно произведена на одном из аэродромов в районе Баку, Азербайджанской ССР. Причиной побега стало нежелание участвовать в подавлении выступлений Курдов. Тип самолета не уточнялся, но в некоторых авиационных изданиях публиковались фото истребителя 
«Вампир» с советскими опознавательными знаками, возможно именно с этим случаем связано появление этого самолета в СССР. Летчику предоставлено политическое убежище.


28 июня 1967 года самолет L-20 6-9702 ВВС Ирана совершал рутинный транспортно-связной полет в р-н Деррегез. Потеряв свое местоположение летчик пересек границу и был перехвачен истребителем МиГ-17Ф. Совершил вынужденную посадку на территории СССР в 70 км от Ашхабада.


21 октября 1970 года легкий самолет Beechcraft U-8D 
«Seminole» 58-3085 Армии США выполнял связной полёт между турецкими городами Эрзурум и Карс, следуя над подстилающей облачностью. Летчик майор Джеймс Расселл (Maj. James P. Russell jr.) не учел боковой ветер, сбился с курса и нарушил границу СССР. Заметив в разрывах облачности аэродром, похожий по ориентирам на Карс, м-р Рассел произвел на нем посадку. Как позже выяснилось, это был гражданский аэродром Ленинакан, Армянской ССР. Летчик и пассажиры ген. м-р Эдвард Шеррер, бриг. ген. Клод Манро Мак Карри (американские военные атташе в Турции), п-к Кеват Денели (турок) были арестованы советскими властями. Только 10-го ноября самолет и экипаж были освобождены в результате переговоров.


19 января 1973 года угнан на сопредельную территорию учебно-тренировочный самолет Л-29 Армавирского ВВАУЛ ВВС СССР. В этот день старший летчик-инструктор ст.л-т Сафронов Юрий Николаевич совершал одиночный тренировочный полет на дальность с аэродрома Аджикабул. По заранее разработанному плану, после взлёта, предатель ушел набором высоты за облачность и воспользовавшись сложными метеоусловиями взял курс на Иран. Через 9 минут полёта, следуя на скорости 560 км/ч и высоте 4500 м, он пересёк границу Ирана, после чего снизил высоту и скорость. Через два часа после взлёта, Л-29 вышел в район н.п. Казвин, где ст.л-т Сафронов выполнил вынужденную посадку на поле не выпуская шасси. Самолет при посадке получил значительные повреждения, но летчик при этом не пострадал и позже получил политическое убежище в США.


28 ноября 1973 года, в 13:15,  совершен таран самолета F-5B TFB.2 ВВС Ирана (аэ Табриз). Самолет пилотируемый иранскими летчиками к-ном Нусрат Алла Дехкхаргани (инструктор в задней кабине) и л-том Али Табризи (курсант в передней кабине) выполнял тренировочный полет в районе Советско-Иранской границы. В результате навигационной ошибки самолёт вторгся в воздушное пространство Советского Союза и был перехвачен над Муганской долиной истребителем МиГ-21СМ №25 1-й аэ 982-го иап (аэ Вазиани) пилотируемым зам ком аэ к-ном Елисеевым Геннадием Николаевичем. После неудачного пуска ракет Р-3Р, не попавших в цель, к-н Елисеев выполнил таран самолета нарушителя. Экипаж иранского самолета катапультировался удачно и был взят в плен. Советский летчик погиб... Иранские лётчики были возвращены и уже дома заявили, что советская сторона специально смоделировала частоту приводного маяка аэродрома Тебриз, что стало причиной навигационной ошибки.


24 августа 1976 года, в 09:55, расчетом 
ЗРК С-125 сбит разведывательный самолёт RF-5A 184 Filo ВВС Турции (аэр Диярбакыр) вторгшийся в воздушное пространство Советского Союза. Пара разведчиков RF-5A в составе ведущего ст.л-та Сахира Бесерена и ведомого ст.л-та Хикмета Богатира произвела взлёт с аэродрома Диярбакыр в 09:12 и взяла курс к Советско-Турецкой границе. Маршрут предусматривал прохождение контрольных точек Сиирт, Ыгдыр, Агры и Муш, причем на участке вдоль границы Армянской ССР должна была вестись фотосъемка сопредельной территории. В процессе фотографирования, следуя на высоте 7600 м., пара нарушила воздушную границу и была атакована четырьмя зенитными ракетами. Самолёт ведущего получил прямое попадание, после чего летчик ст.л-т Бесерен катапультировался и приземлился в 7 км южнее Ыгдыра, на крышу сельского дома. Не желая осложнять отношения с СССР турецкая сторона никаких нот протеста не посылала, хотя места приземления лётчика, падения обломков самолёта и частей зенитных ракет находились на Турецкой территории. В советских документах тип самолётов противника неверно указан как F-100. Кроме работы ЗРК на перехват поднимались 2 Су-15 с аэродрома Сандар и 1 Су-15 с аэродрома Кюрдамир, но в уничтожении нарушителя они участия не принимали.


26 сентября 1976 года совершен угон самолета Ан-2 АзУГА СССР (аэродром Баку). Отставной лейтенант Валентин Иванович 
Зосимов, 1939 г.р., перелетел в Иран и выполнил посадку на аэродроме Ахар, в районе Тебриза. Самолет и летчик возвращены в октябре 1976 года. Зосимов арестован 26.10.1976 года и осужден на 12 лет лагерей.


21 июля 1978 года, в 06:59, сбит вертолет CH-47C Армейской авиации Ирана, в составе группы нарушивший воздушную границу Советского Союза. Четыре иранских вертолета "Чинук" следуя плотным строем пересекли государственную границу в 06:21 у н.п. Бахарден. После получения информации о факте нарушения, в 06:26, с аэродрома Ак-Тепе в воздух был поднят дежурный истребитель МиГ-23М 152-го иап к-на А.В. Демьянова. Он по командам с земли вышел в указанный район и обнаружил вертолеты, но уверенно опознать их не смог и был возвращён. В 06:52 произвел взлёт второй МиГ-23М №02 152-го иап к-на В.И. Шкиндера. Он был выведен КП в р-н н.п. Гяурс, где обнаружил два чужих вертолета идущих на высоте 1500 м с курсом 180, к границе. В результате двух последовательных атак к-н Шкиндер поразил оба "Чинука". Первый был сбит двумя УРВВ Р-60 в 06:59, загорелся и упал у н.п. Гяурс. Все 8 человек на его борту погибли, включая командира вертолета ст.л-та Ибрагима Асади и его помощника л-та Али Асгар Гаффари. Второй вертолет CH-47C 5-4092 был в 07:02 атакован ВПУ 23-мм (расход 72 снаряда) и получив попадание в правый двигатель выполнил вынужденную посадку на Советской территории. По иранским данным вертолетов было три и они принимали участие в ликвидации последствий наводнения в районе н.п. Кучан. Нарушение границы было совершено непреднамеренно в условиях плохой видимости.


18 июля 1981 года, в 14:44, совершен таран транспортного CL-44 LV-JTN ВВС Аргентины, выполнявшего перевозку израильского оружия в Иран. Самолет, пилотируемый экипажем Гектора Кордеро, вторгся в воздушное пространство СССР. В 14:30 с аэродрома Марнеули был поднят перехватчик Су-15ТМ №37 166-го гиап замполита эскадрильи к-на Валентина Александровича Куляпина (позывной 733). Обнаружив нарушителя летчик Су-15 подал предупредительный сигналы, на которые тот не реагировал и продолжал полет в сторону Турции, после оценки ситуации с КП последовала команда на уничтожение. Выполнив два захода к-н Куляпин сблизился с транспортным самолетом и килем своего самолета ударил по стабилизатору нарушителя, после чего оба потеряли управление и упали недалеко от г. Ереван. Летчик перехватчика катапультировался удачно (награжден орденом "Красной звезды"), а экипаж CL-44, включавший 4-х человек, погиб.


2 сентября 1990 года, в 12:36, четырехместный УТС ВВС Ирана совершил посадку на аэродроме Нахичевань, Азербайджанской ССР. Все четверо, находившиеся на борту, были курсантами учебного центра ВВС Ирана и заявили, что вторглись в воздушное пространство СССР из-за плохой погоды и отказа радио-навигационного оборудования. Принуждены к посадке дежурным истребителем.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100