10 ноября 1948 года совершён угон самолета Ли-2 №5 белый ВВС СССР. Авиационный механик сж-т Владимир Барашков, 1924 года рождения, совершил побег на японский остров Рисири. При посадке у самолета подломилась правая опора, а сам угонщик не пострадал и получил убежище в США. Ранее Барашков был летчиком в ВС СССР и имел звание л-та, но был разжалован после аварии допущенной им в 1947 году в пьяном виде. Осуществлял охрану самолета Ли-2, оставшегося на ночевку на площадке Перетычиха Теренейского р-на Приморского края, откуда и совершил побег. 6 ноября 1951 года патрульный самолет "Neptune" P2V-3W 124283 эскадрильи VP-6 ВМС США выполнял задание по разведке погоды над Японским морем. Произвёл взлёт с аэродрома Ацуги в 05:27. В 06:46 экипаж (командир Lt. Judd C. Hodgson) доложил о начале работы и в процессе полета сообщал о погоде на маршруте, последний раз выйдя на связь в 08:50. В дальнейшем самолет сбился с курса, вошел в воздушное пространство СССР и был перехвачен парой истребителей Ла-11 88-го гиап ТОФ (ведущий ст.л-т И.Я. Лукашев, ведомый ст.л-т М.К. Щукин). При попытке принудить нарушителя к посадке, P2V на поданные команды не реагировал, а открыл оборонительный огонь. После чего, в 10:10, был атакован огнем ВПУ и сбит у мыса Островной. Экипаж в составе 10 человек погиб.
7 октября 1952 года самолёт RB-29 44-61815 ВВС США выполнял рутинный разведывательный полёт над районом восточного выступа о-ва Хоккайдо. В 14:15 экипаж взял курс на северо-восток и в 14:20 вошел на территорию СССР. Поднятая в воздух пара Ла-11 ст.л-т Б.А. Жеряков и ст.л-т В.С. Леснов сблизилась с противником и в 14:33 сбила его. В результате организованных поисков 4 F-86 и 1 SA-16, удалось найти только масляное пятно в 18 км южнее Немуро. По советским данным противник первым открыл огонь из оборонительной установки.
18 ноября 1952 года уничтожение трех самолетов МиГ-15 781-го иап Тихоокеанского флота СССР (аэродром Унаши). В этот день американская авианосная группа, участвовавшая в боевых действиях против Северной Кореи, приблизилась к побережью СССР. Палубные самолеты выполняли полеты в непосредственной близости от границы. Для предотвращения возможного нарушения воздушного пространства с аэродрома Унаши в воздух было поднято звено МиГ-15 781-го иап (ком звена к-н Н.М. Беляков, ст.л-т Б.В. Пушкарёв, ст.л-т А.И. Вандаев, ст.л-т В.И. Пахомкин). В 14:48 звено вышло в район действия самолетов противника на высоте 6 000 м и было неожиданно атаковано четверкой F-9F-5 эскадрильи VF-781 ВМФ США (авианосец "Орискани"). В самом начале боя был поврежден МиГ-15 ст.л-та Пахомкина. Летчик пытался дотянуть до аэродрома, но упал в море на траверзе мыса Гамов. В завязавшемся бою еще два МиГ-а были сбиты в нейтральных водах. Советские летчики: к-н Николай Михайлович Беляков, ст.л-т Александр Иванович Вандаев и ст.л-т Владимир Иванович Пахомкин - погибли. Победы засчитаны летчикам лейтенантам Миллтону, Вильямсу и Ролэндзу. В свою очередь МиГ-ам удалось подбить истребитель F-9F-5 125459 л-та Ройса Вильямса, в планере которого после посадки насчитали 263 пробоины (в основном осколочные от снаряда 23-мм). Самолет был списан и после снятия всех пригодных узлов сброшен с палубы "Орискани" в море.
3 декабря 1954 года ошибочно сбит самолет Ту-14Т 49-го мтап ТОФ СССР (аэродром Кневичи). Экипаж торпедоносца л-та Валерия Мужжавлева выполнял тренировочный полет над заливом Петра, следуя замыкающим в группе однотипных самолетов. Из-за отказа системы опознавания самолет был атакован истребителем МиГ-15бис 535-го иап к-на П. Бывшева и сбит огнем ВПУ. Все находившиеся на борту погибли. Летчик истребителя не знал о наличии в советской авиации самолетов по схеме схожих с вражескими "Канберрами". Экипаж полностью: командир л-т Мужжавлёв Валерий Николаевич, штурман л-т Макричук Юрий Григорьевич, бортовой стрелок-радист Василюк Евгений Николаевич.
22 июня 1955 года патрульный самолет "Neptune" P2V-5 131515 эскадрильи VP-9 ВМС США управляемый экипажем л-та Ричарда Эйч Фишера (Lt. Richard H. Fisher) выполнял рутинный полет в международных водах Берингова пролива. Неожиданно самолет был атакован парой советских МиГ-15 7-го ТОФ. Огнем пушек МиГ-и повредили один из двигателей, в результате чего тот загорелся. Американцам удалось скрыться в облаках и дотянуть до острова Святого Лаврентия, но при выполнении вынужденной посадки на пляж у н.п. Гамбел самолет разрушился и сгорел. Из 11 членов экипажа четверо не пострадали, а остальные были госпитализированы с травмами и ожогами, в том числе трое получили ранения от осколков снарядов: штурман Дэвид Ассард, бортмеханик Эдуард Бенко и воздушный стрелок Мартин Бери. Правительство США потребовало от СССР возмещения ущерба, после переговоров советская сторона возместила половину ущерба (724947 долларов). Это еще раз подтверждает, что подготовка летчиков обходится государству не дешево.
февраль 1966 года нарушение границы вертолетом Ми-1 МГА СССР (аэродром Зайсан). Вертолёт управляемый лётчиком Н. Самойловым выполнял санитарный полёт на зимовку чабанов в 30 км от н.п.Алексеевка. На маршруте борт попал в сильный снежный заряд, потерял ориентировку и произвёл вынужденную посадку в 2 км за государственной границей у китайской пограничной заставы. Лётчик и находившийся на борту врач арестованы.
14 марта 1974 года нарушение границы вертолетом Ми-4 №24 Пограничных войск КГБ СССР (аэродром Уч-Арал). Вертолет, управляемый экипажем в составе командира к-на Александра Курбатова, штурмана л-та Александра Узкова и борттехника л-та Владимира Бучельникова совершал санитарный рейс в приграничный высокогорный гарнизон Беляши. На маршруте вертолет попал в сложные метеорологические условия, нарушил государственную границу и, по остатку топлива, произвел вынужденную посадку на территории Китайской Народной Республики. Экипаж был арестован и после долгих переговоров возвращен в Советский Союз.
|