RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

Кубинские МиГ-и в морских инцидентах


В боевой биографии советских реактивных истребителей достаточно редко встречаются случаи атак, а тем более уничтожения, вражеских морских целей. Поэтому стоит подробно рассмотреть два, хоть и небольших, но довольно насыщенных эпизода, которые произошли в достаточно спокойном после известных событий Кубинском регионе.

У летчиков Революционных ВВС Кубы уже была возможность попробовать свои силы против морских целей во время отражения десанта в бухте Кочинос, в апреле 1961, причем их действия оказались весьма успешными и закончились потоплением и повреждением нескольких неприятельских кораблей. Но все эти победы были достигнуты на самолетах западного производства, доставшихся "в наследство" от диктаторского режима Батисты. Но уже через пару лет после своего основания Революционные ВВС Кубы практически полностью перевооружились на истребители советского производства и МиГ-и получили шанс поучаствовать "в столкновениях за дело революции".

17-го февраля 1963 года у американского траулера "Ала", осуществлявшего лов креветок во Флоридском проливе, отказал двигатель, после чего судно перешло в дрейф и стало смещаться в сторону территориальных вод Кубы. Экипаж траулера состоял только из двух человек - шкипера Париса Джэксона и его помощника Бенджамина Вашингтона, которые в течение трех дней пытались самостоятельно устранить неисправность. За это время траулер подошел к архипелагу Эльбо Кай и привлек к себе внимание Кубинской стороны. 20-го февраля, около 17:30 местного времени, над судном прошел истребитель МиГ-17 ВВС Кубы, совершивший облет дрейфующего объекта, после чего ушел в сторону маяка №4 на близлежащем острове. Сделав над ним круг, МиГ вернулся и, снизившись, произвел очередь из бортового вооружения в 150 метрах по курсу трауллера. Вскоре число самолетов увеличилось до четырех и они прошли над районом инцидента строем, после чего ведущий повторно произвел заход и повторил стрельбу по курсу, обозначив запрет на дальнейшее движение в сторону Кубы.
Поняв намек экипаж траулера тут же связался с береговой охраной США, запросив о помощи. Для мониторинга ситуации в воздух была поднята пара F-4 "Фантом" КМП США с авиабазы Кей Вест, которая вышла в район и обнаружила самолеты противника. Пытаясь сесть на хвост МиГ-у американские летчики неожиданно для себя обнаружили, что маневренные характеристики противника значительно лучше. Вскоре эскадренный миноносец ВМС США подошел к злополучному траулеру, на чем инцидент завершился. Ещё пару дней шли дипломатические разбирательства произошедшего, в которых каждая сторона осталась при своем мнении. Причиной столь аггресивных действий МиГ-ов стали пиратские действия неизвестных, захвативших кубинские рыбацкие лодки в данном районе. Траулер "Ала" был принят за враждебное судно.

Уже 28-го марта 1963 года кубинские МиГ-и повторили свои "агрессивные действия" против другого корабля с американским флагом. В 17:45 местного времени, в 30 километрах от кубинского побережья, на траверзе города Матансас, пара истребителей МиГ-15 ВВС Кубы выполнила три предупредительных захода на сухогруз "Флоридиан", шедший на скорости 14,5 узлов. Капитан судна Кёртис Олсон сразу же сообщил о происшествии береговой охране США и увеличил скорость до 17 узлов. Всего МиГ-и кружились над кораблём в течение 20 минут и выполнили три захода со стрельбой из ВПУ, целясь в 100-150 метрах по курсу движения судна. Только через 55 минут в воздухе появились американские истребители, которые прикрыли отход корабля в территориальные воды США. Достаточно быстро от Кубинцев последовали извинения за произошедший инцидент. "Флоридиан" был ошибочно принят кубинскими летчиками за флагмана паризанской группировки "Альфа-66" (наемники ЦРУ, осуществлявшие морские операции против правительства Кастро у берегов Кубы), которая осуществила пару рейдов против советских кораблей, прибывавших на Кубу.

Если все предыдущие инциденты заканчивались предупредительной стрельбой, то совсем иначе развивались события в мае 1980 года.
8-го мая 1980 года в море на рутинное десятидневное патрулирование территориальных вод вышел патрульный катер Багамской Береговой Охраны HMBS "Flamingo" P02. Судно было построено американской компанией Vosper Thornycroft  и заступило на службу всего шесть месяцев назад, имело водоизмещение 100 тонн, длину в 31,5 метров, скорость 24 узла и вооружение из двух 50-мм автоматов. Экипаж состоял из трех офицеров, включая капитана Амоса Роллэ, и 16 матросов.
Всё шло спокойно до 17:00 10-го мая 1980 года, когда вахтенный заметил чужие рыболовные суда в районе острова Кай Санто Доминго. HMBS "Flamingo" начал преследование судов, оказавшихся кубинскими "Ferrocem 165" и "Ferrocem 54" и после длительной погони открыл стрельбу. Только этот факт вынудил кубинских рыболовов остановиться в 5 морских милях от острова Кай Санто Доминго. После досмотра и обнаружения доказательств незаконного лова рыбы, экипаж патрульного катера арестовал и взял на буксир оба рыбацких судна.
Перед арестом кубинские моряки успели сообщить по радио об обстреле своим властям, указав что их атакует неизвестный корабль. Помощь последовала незамедлительно. Два МиГ-21, пилотируемые полковником Хорхе Вилардель Гонсалесом и майором Хуан Колина Верасатегуи, взлетели с авиабазы Хольгуин и направились в район инцидента. Обнаружив патрульный катер с буксируемыми рыбацкими лодками летчики совершили несколько проходов над ним и выполнили предупредительную стрельбу по ходу движения. После этого оба самалёта ушли на базу.
Казалось, что как и в предыдущих случаях всё этим и закончится, но на этот раз Кубинское руководство оказалось решительнее и собиралось любыми средствами выручить своих рыбаков. Оба самолета были подготовлены к повторному вылету и снаряжены блоками НУРС. В придачу к этому в воздух подняли вертолет Ми-8, который должен был координировать атаку и осуществить поисково-спасательные работы в случае необходимости. Через 45 минут после первого вылета истребители полковника Гонсалеса и майора Верасатегуи вышли к цели, которая за это время сместилась и находилась в 1,5 милях от острова Кай Санто Доминго. Без лишних слов МиГ-и пошли в атаку, применив бортовое вооружение. HMBS "Flamingo" был поражен и начал погружаться, а экипаж покинул борт тонущего патрульного катера. Четверо багамских моряков пропали без вести, а сотальным удалось выбраться на арестованные ими кубинские рыболовецкие суда.
После потопления своего судна капитан Амос Роллэ использовал "Ferrocem 165" для перемещения на остров Раджет, откуда была дана телеграмма о произошедшем. "Ferrocem 54" был оставлен дрейфующим с заглушенным мотором.
В течение последующих трех дней Кубинские ВВС устраивали показательные полеты над островами Багамского архипелага, что оказало давление на правительство Багамов. Вскоре инцидент был урегулирован дипломатическим путем. Учитывая то, что HMBS "Flamingo" был потоплен в Багамских территориальных водах, Кубе пришлось выплатить компенсацию за корабль и семьям погибших моряков. Потеряв "очки" в международной репутации, Кубинцы добились от соседей другого важного условия - уважения к своим интересам в регионе. Суда с кубинской регистрацией в дальнейшем старались не трогать без особой необходимости...

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100