Благодаря хорошему климату во многих странах Латино-Американского региона культивируют коку, из листьев которой затем производят кокаин (сильный наркотик). Далее кокаин через транзитные страны нелегально попадает на мировой рынок, оседая в основном на территории близлежащих США. Уже с начала 1980-х годов распространение кокаина по стране стало восприниматься правительством США как национальная угроза и был предпринят ряд действенных шагов с целью предотвращения транзита наркотиков через границу, а затем и по уничтожению его посевов в странах-производителях (Колумбия, Перу, Эквадор, Боливия). С этого момента все силы и средства были брошены на войну с наркоторговцами. Достаточно активное участие в войне против наркоторговцев принимает авиация. В её задачи входит перехват легкомоторных самолетов нелегально доставляющих груз наркотиков, обнаружение посевов коки и её уничтожение с помощью дефолиантов, наблюдение и уничтожение инфраструктуры наркокартелей и д.р. Но и наркоторговцы, оценившие угрозу с воздуха, не сидят сложа руки – на мировом черном рынке оружия они закупают различные легкие средства ПВО, заключают союзы с различными антиправительственными группировками имеющими в своем арсенали средства способные защитить посевы коки от правительственных войск и авиации. Нередко летательные аппараты становяться жертвами ответного огня, либо просто пропадают в районах операций. Список известных случаев потерь и инцидентов приведен ниже: Колумбия
16 февраля 1995 вертолет Bell-212 Колумбийской Полиции выполнявший задание по уничтожению плантации коки на юго-западе страны был поврежден огнем стрелкового оружия и совершил вынужденную посадку в районе н.п. Пуэрто Ассис. Экипаж капитана Жозе Альфонсо Акоста Суареса из трех человек был схвачен наркоторговцами и убит выстрелами в затылок...
18 апреля 1995, в 8 часов утра, вертолет Bell-212 PNC-181 Колумбийской Полиции произвел взлет и отправился на юг страны для распыления дефолиантов над плонтацией коки. На борту находился экипаж из четырех человек в составе командира майора Жозе Луиса Рамирез Себаллоса, второго пилота теньенте Хуан Карлоса Арсиниегас Рохаса, борттехника субтеньенте Умберто Переса Компана и стрелка Оскара Рамиреса Риано, а так же два пассажира. Когда вертолет приступил к распылению химикатов по нему открыли огонь бойцы отряда FARC охранявшие плантацию. В результате повреждений вертолет пошел на вынужденную посадку, но перевернулся и упал, майор Рамирез погиб, а теньенте Арсиниегас получил серьёзные травмы. Именно после этого случая колумбийские власти попросили США о помощи в доработке вертолетов противопульной защитой.
6 июля 1997 гражданский вертолет Ми-17 авиакомпании "Helicol" осуществлял переброску 24 бойцов колумбийской армии в район терракта на нефтепроводе Лимон-Ковенас. Десантники должны были обеспечить безопасную работу инженеров компании Ecopetrol. В районе н.п. Саравена вертолет попал под плотный огонь стрелкового оружия с земли, загорелся и упал. Четырем пассажирам и трем членам экипажа удалось уцелеть в катастрофе. Экипаж полностью: командир Родольфо Межи Рестрепо, второй пилот Хуан Карлос Канай, бортмеханик Жуст Фореро Фонсека, техник Кацерес Орландо Мурес (погиб).
16 июля 1998 санитарный вертолет Bell-206 пилотируемый летчиком Габриэлем Молина выполнял рутинный полет в отдаленные селения с группой медиков на борту. На конечном участке маршрута, в 9:45, находясь 9 км от посадочной площадки Амальфи, борт попал под огонь автоматического оружия и получив повреждения пошел на вынужденную посадку. Никто из находившихся на борту не пострадал, но сам вертолет оказался полностью уничтожен.
19 октября 2000 группа вертолетов ВВС Колумбии приняла участие в десантной операции против партизан FARC у н.п. Дабейба, департамента Антиохия. Около 11:00 вертолеты вышли в район операции и приступили к высадке десанта, но тут же попали под плотный огонь стрелкового оружия. Особенно досталось вертолету UH-60L Black Hawk EJC-152, командир которого капитан Фредди Андрес Гутиеррес был убит попаданием пули в голову, кроме того было перебито управление хвостовым винтом, после чего машина упала на землю и сгорела. Всего погибло 18 десантников и четыре члена экипажа (в том числе второй пилот теньенте Джонни Мина Гонсалез, бортмеханик сержант Александр Авендано Родригес и стрелок Нельсон Пена Альмейда). Ещё два вертолета получили серьёзные повреждения, после чего авиационной группе пришлось уходить оставив 80 высаженных десантников один на один с несколькими сотнями паризан. В ходе последовавшего боя ещё 31 десантник погиб (всего 53 с погибшими в вертолете). Только на следующий день вертолеты смогли эвакуировать высаженных бойцов. После данных событий место получило у колумбийских военных прозвище "Каньон смерти".
18 января 2002 вертолет UH-1N компании DynCorp участвовавший в операции против наркоторговцев был поврежден огнем стрелкового оружия и совершил вынужденную посадку в районе контролируемом противником. Колумбийская полиция взяла под охрану место посадки, но в результате нескольких атак партизан понесла потери. В итоге вертолет пришлось уничтожить 24-го января, для предотвращения захвата боевиками.
21 сентября 2003 самолет OV-10D PNC-3047 Bronco компании DynCorp производил распыление дефолиантов над посевами коки в Колумбийском регионе Кататумбо, на границе с Венесуэлой. Во время очередного захода на поле по самолету был открыт массированый огонь стрелкового оружия, после чего машина потеряла управление и упала в джунгли. Летчик-косториканец Марио Альварадо, работавший по контракту, погиб.
10 июля 2012 гражданский вертолет Bell-206L3 пилотируемый экипажем в составе Хуана Карлоса Альвареса и Алеяндро де Исуса Окампо совершил вынужденную посадку на футбольное поле деревеньки Эль-Платеадо, муниципалитета Арджелия. Данный регион находился под полным контролем партизан группировки FARC, которые взяли экипаж в плен и сожгли вертолет. Через две недели летчики были освобождены через представителей красного креста. Перу
12 января 1992 вертолет UH-1H компании DynCorp совершал облет местности в районе операции по уничтожению посевов коки в долине Верхняя Хуллага. На борту находился экипаж из трех американских летчиков-контрактников: командир Роберт Хичман, второй пилот Джеймс Суини и оператор Уильям Боханнон, а так же бортмеханик-перуанец. На траверзе н.п. Мадре Миа по вертолету была выпущена ракета ПЗРК "Стрела-2", после попадания которой машина потеряла управление и упала на землю. Все находившиеся на борту погибли.
25 июня 1992 вертолет UH-1H Полиции Перу пилотируемый смешанным экипажем в составе америкнца Даниэля Л. Карсона, второго пилота перуанца Феликса Диаса, механика американца Ховарда Уэсли Андерсона и перуанцев техника Мигеля Эстрелло Карденаса, стрелков Хуана Агилара Иесуса и Эдсона Блас Эспиноса, выполнял рутинное задание в зоне операции против боевиков отряда "Сендеро Луминосо". В 10:00 вертолет был сбит и упал в районе н.п. Хуллага.
12 апреля 2012 вертолет UH-1H Полиции Перу выполнял задание по эвакуации боевого отряда закончившего операцию против лаборатории наркоторговцев у н.п. Альто Лагунас, в долине реки Апуримак. На борту находился экипаж из трех человек: командир майор Роберто Рамос Цисниегас, второй пилот капитан Нэнси Флорес Паукар (женщина), бортмеханик капрал Луис Гуэрреро Чумасеро и один пассажир. В 15:20, при заходе на посадку, вертолет попал под огонь стрелкового оружия отряда партизан группировки "Сендеро Луминосо", охранявшего плантации коки. Поврежденная машина потеряла управление и упала в джунгли на левый борт. Пилотесса Нэнси Флорес погибла, а остальные члены экипажа были травмированы. Боливия 8 декабря 1986 вертолет SA.315B "Lama" ВВС Боливии, пилотируемый летчиком теньенте Франклином Романом, выполнял облет района полицейской операции в Кочабамба, направленной на уничтожение инфраструктуры наркопроизводителей. На борту кроме летчика, находились высокопоставленные лица, наблюдавшие за ходом операции. В районе н.п. Чиморе по вертолету открыли огонь вооруженные наркоторговцы, после чего теньенте Роман утратил контроль над машиной и вертолет упал на землю. Два человека, находившихся на борту погибли, ещё четверо получили травмы. 22 ноября 2014 легкий самолет Cessna U206G CP-2890 зарегистрированный в Боливии выполнял перевозку 356 кг. наркотических средств, следуя в складках местности вдоль реки Тамбо. В 10:50 воздушный патруль ВВС Перу на вертолете Ми-25 обнаружил нарушителя, пересекшего границу и активными действиями вынудил его выполнить посадку, в ходе которой Cessna разбилась. Летчик остался жив и покинул место крушения.
|