RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Ближний Восток / Отчет о потерях ВВС САР 1969 /

Однажды нам поручили забрать из Диредавы двух наших военнослужащих, у которых закончилась стационарная командировка в Огаден. Вот было моё удивление, когда этими ребятами оказались мои одногруппники-переводчики: Коршунов Николай и Задорожный Евгений! Прогуливаясь с экипажем по рынку Диредавы, мы столкнулись как с недружелюбным, так и с дружественным к себе отношением. Эфиопские подростки, завидев нас, заорали: "Раша кашаша!" "Россия дерьмо!" Зато группа кубинских военнослужащих радушно приветствовала нас, мы даже обменялись с ними адресами. Начиная с конца ноября 84 года, то есть, с того времени, когда сепаратисты высказали угрозу сбивать советские самолёты, экипажам Ан-12, вылетавшим из Аддис-Абебы в районы ведения боевых действий, в том числе и нашему экипажу, выдавались по два АКМ с боекомплектом для обороны в случае нападения сепаратистов на стоянках. Тогда же, в конце ноября Новожилов подозвал меня и показал полётную карту: на ней синими "яйцами" были обозначены места базирования сепаратистов как раз по маршрутам наших полётов в Ассаб, Макале и Асмару. "Ничего,заметил командир, будем по-возможности облетать эти районы, чтобы из ПЗРК не шарахнули".

         До сих пор тепло вспоминаю ребят из экипажа: командира корабля капитана Новожилова Леонида Андреевича, правого лётчика старшего лейтенанта Бородёнкова Василия (ныне покойный), штурмана старшего лейтенанта Курындина Александра (проживает в г.Луганск), борттехника по АДО старшего лейтенанта Рудакова Владимира, радиста прапорщика Наумова Сергея. По данным начальника штаба отряда Ан-12бп сводной авиагруппы ВТА в Эфиопии старшего лейтенанта Ефимова экипаж самолёта СССР-11780, в котором я исполнял служебные обязанности, за период моей командировки в Эфиопии налетал 200 часов, выполнил 48 лётных смен, совершил 165 перелётов, перевёз 7940 людей и 634 тонны грузов. В течение первых полутора месяцев пребывания в Эфиопии, то есть, в самый напряжённый период, самолёты и вертолёты сводной авиагруппы ВТА в Эфиопии перевезли 50 тысяч человек и 10 тысяч тонн грузов, что составило три четверти от общего объёма перевозок. Правда, в наших СМИ тех месяцев сводная авиагруппа ВТА в Эфиопии конспиративно именовалась "самолётами и вертолётами "Аэрофлота". Например, заметка А.Сербина "Работает советская авиагруппа" в "Правде" от 8 декабря 1984 года:"Аддис-Абеба, 7. (Соб.корр. "Правды") 120 рейсов совершили вчера экипажи самолётов и вертолётов Аэрофлота, работающие в эфиопском небе. Направленные сюда нашей Родиной для оказания помощи Эфиопии в преодолении последствий засухи самолёты "Ан-12" и вертолёты "Ми-8" продолжают доставлять продовольственные грузы в районы бедствия и эвакуировать из этих районов людей..." В журнале "Новое время" №50 от 7 декабря 1984 года была опубликована статья Г.Габриэляна (мы его, кстати, возили на нашем борту) "Время испытаний"; в "Комсомольской правде" от 20 декабря 1984 года статья Э.Бабазаде "Близко к сердцу"; в "Правде" от 6 сентября 1985 статья А.Сербина "Если другу трудно" и масса других материалов. Однако советские военные лётчики были не единственными в Эфиопии, кто помогал народу этой страны справиться с последствиями засухи.

Кроме нас, в Эфиопии работали несколько Ан-26 из ГДР и вертолетчики из Польши, раскрашенные как гражданские борты, а также камуфлированные военной раскраской военно-транспортные С-130 из Великобритании и ФРГ (по два), по одному из Франции и Италии. США были представлены двумя бортами компании "Пэн Амэрикэн", раскрашенными как гражданские самолёты.

 

 

На фоне натовского С-130. (Слева направо) бортпереводчики   А.Шитов, С.Петриков, Б.Гридин. Аэропорт Макале.

         Засуха и голод не ослабили, а наоборот усилили гражданскую войну в Эфиопии. В начале декабря 1984 года южнее Асмары произошло одно из самых крупных сражений того периода, когда эфиопские десантники, отразив 25 атак сепаратистов, закрыли им дорогу на столицу Эритреи. Ряд стран, прежде всего страны Запада, Йеменская арабская республика, Саудовская Аравия открыто помогали сепаратистам, а военно-транспортные самолёты натовских стран в Эфиопии отрабатывали сброс грузов на малых высотах, явно готовясь выполнять этот манёвр на полевых площадках сепаратистов. США ежемесячно переправляли сепаратистам в Эритрею три тысячи тонн грузов, в Тыграй тысячу тонн. Контакты Запада с сепаратистами в какой-то степени подтверждает следующий факт. 14 ноября 1984 года на аэродроме Макале ко мне подошла группа иностранцев. Они фотографировали наши самолёты и вертолёты, попросили разрешения сфотографировать замену колеса на нашем самолёте и взять их на борт до Ассаба. В составе этой группы были британец, три американца из компании АВС, швед и эфиоп, они назвали себя киножурналистами, снимающими документальный фильм об Эфиопии. Новожилов сомневался, но всё же согласился подвезти их, предварительно выяснив, что они не вооружены. Командир велел мне составить список пассажиров, который позднее в Аддис-Абебе мы показали Курдюкову и передали ему вместе с выполненным мною переводом. Предполагалось, что иностранцы вышли к аэропорту Макале "с той стороны", поскольку в Тыграе не было сплошной линии фронта. Бывало, иностранные лётчики подходили к нам и интересовались, военный наш самолёт или нет. Мы отвечали, как учили, что, конечно, гражданский, а мы сотрудники Гражданской авиации. "А это, что?"недоверчиво усмехались иностранцы, показывая на хвостовую гермокабину Ан-12бп, предназначенную для размещения огневой установки, демонтированной перед Эфиопией. "А это кабина наблюдателя,не моргнув отвечали мы,вот, и сам наблюдатель", и показывали на прапорщика Гену, командира огневой установки. Гена шутил, что в экипаже два командира: командир корабля и командир огневой установки, но, оставшись без неё "безработным", выполнял функции второго борттехника по АДО.                                                          

         "Правда" от 18 декабря 1984 года сообщала о встрече в Кремле 17.12.84 К.У.Черненко с Менгисту Хайле Мариамом, во время которой руководитель Социалистической республики Эфиопии "от имени народа и руководства Эфиопии выразил глубокую признательность правительству и народу Советского Союза за бескорыстную и своевременную помощь эфиопскому населению, пострадавшему от стихийного бедствия". Как вспоминает Митченко:"Поблагодарить советских лётчиков за успешную работу в наш лагерь приезжал глава Социалистической республики Эфиопии Менгисту Хайле Мариам". Также Анатолий Владимирович отмечает, после выполнения первого этапа оказания помощи 18 человек из состава сводной авиагруппы ВТА в Эфиопии были награждены орденами и медалями.                         

         В конце февраля 1985 года было принято решение о возвращении в Москву курсантов 5-го курса факультета восточных языков ВКИМО. В экипаже меня менял курсант 4-го курса Дегтярёв Михаил, который до этого работал с экипажами Ми-8. Я ввёл Михаила в курс дела, "обкатал" его во время нескольких рейсов и передал ему свои наушники с микрофоном. Надо сказать, что ранее эти наушники дал мне правый лётчик нашего экипажа Василий Бородёнков, объяснив, что ими пользовался лётчик, погибший в Афганистане. Так что, наушники эти стали своеобразной эстафетой. Перед отъездом Новожилов как командир корабля экипажа самолёта СССР-11780 написал требуемую характеристику по итогам исполнения мною служебных обязанностей прикомандированного бортпереводчика данного экипажа, поставив мне оценку "отлично". Начштаба отряда Ан-12бп сводной авиагруппы ВТА в Эфиопии старший лейтенант Ефимов выдал каждому из нашей группы бортпереводчиков справку о налёте часов. 28 февраля 1985 года мы получили окончательный денежный расчёт чеками Внешпосылторга в бухгалтерии представительства Главного военного советника, нам выдали наши служебные загранпаспорта гражданина СССР, и ближе к вечеру безо всякого таможенного и пограничного контроля наша переводческая семёрка погрузилась в закамуфлированный под воздушное судно "Аэрофлота" военно-транспортный Ил-76, привозивший грузы для сводной авиагруппы ВТА. Борт приземлился в Адене, экипаж уехал ночевать в гостиницу, а мы расположились в самолёте. Утром 1 марта борт взял курс на Каир, рядом с ВПП аэропорта Аден безбоязненно ходили тысячи розовых фламинго. Долго летели над долиной Нила, казавшегося с высоты тоненьким ручейком, наблюдали Каир с высоты птичьего полёта. В аэропорту Каира, как и в Карачи, экипаж велел нам укрыться от внимания местных властей в хвостовом отсеке самолёта. Затем полёт над Средиземным морем, над Турцией и Чёрным морем, и, вот, мы дома!

В киевском аэропорту Борисполь сошли с Ил-76, прошли очень строгий таможенный и паспортный контроль и решили ехать в Москву поездом, чтобы не зависеть от капризов погоды. Наскребли советских денег на билеты и поехали на вокзал. В киевском трамвае маленький мальчик, увидев нас группу загорелых людей в лёгких куртках, с сумками, закричал:"Бабушка, иностранцы!" Позвонили родным, сказали, утром будем в Москве. В купейном вагоне поезда "Киев-Москва" сосед по купе, глядя на меня, Швадронова и Тарабана, никак не мог понять, кто мы, откуда едем и почему едим с ножа армейскую тушёнку (ложек и вилок у нас не было). Вспомнился фильм "Начальник Чукотки":"Ты откуда едешь? С Чукотки. А, куда? На Чукотку. Почему так? Потому что Земля круглая". И, вот, долгожданная встреча 2 марта на Киевском вокзале. 3 марта снова собираемся в институте, представляемся подполковнику Макарову по случаю возвращения из командировки, получаем военные билеты, едем в ЦК КПСС за партийными и комсомольскими документами и на неделю убываем в отпуск, чтобы затем приступить к завершающему этапу учебы.

В наши дни сотрудники Центрального архива МО РФ в Подольске с огромным трудом разыскали единственный документ, прямо подтверждающий факт моего пребывания в Эфиопии. Это приказ начальника 10-го Главного управления ГШ ВС СССР №047 от 7 марта 1985 года, в котором в частности значится:"Нижепоименованных военнослужащих, находящихся в Социалистической Эфиопии, полагать 1 марта сего года возвратившимися из командировки и откомандированными к месту службы: Военный институт, г.Москва, 5 марта сего года, рядового Шитова Александра Викторовича. указанным военнослужащим с 1 марта 1985 года прекратить льготы, установленные подпунктом "В" пункта 1 ПСМСССР №313-134 1961 года". В Архиве Президента РФ бывшем Архиве ЦК КПСС я разыскал Постановление Совета Министров СССР от 6 апреля 1961 года №313-134 "О советских военных специалистах, командируемых в страны, армии которых ведут боевые действия или оказывают военную помощь другим государствам". Согласно пункту 1В данного постановления указанным военнослужащим "за период участия в боевых действиях и обеспечения их" выплачивалось установленное денежное содержание. Кроме того, в моём личном деле сохранилась служебно-политическая характеристика на курсанта 5-го курса факультета восточных языков Военного института рядового Шитова Александра Викторовича, в которой значится:"С ноября 1984г. по март 1985г. находился в служебной командировке в Социалистической республике Эфиопия в качестве бортпереводчика английского языка. За прохождение стажировки получил оценку "отлично". В связи со вступлением в силу с 1 января 2009 года Федерального закона №166-ФЗ от 2 октября 2008 года период ведения боевых действий в Эфиопии с участием граждан СССР и РФ определён в ФЗ РФ "О ветеранах" с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года и с мая 2000 года по декабрь 2000 года. Обратившись в военный комиссариат по месту жительства для оформления удостоверения "Ветеран боевых действий", я получил отказ Комиссии Мосгорвоенкомата по выдаче данного удостоверения, поскольку на её взгляд документы, подтверждающие моё участие в боевых действиях, отсутствуют. В Мещанском суде Москвы, куда я обратился в 2010 году с иском к Мосгорвоенкомату, я представил справку ГУК МО РФ, в которой сообщается, что Главное управление кадров МО РФ сведений о пребывании Шитова А.В. на территории Социалистической республики Эфиопии не имеет. Свои доводы в пользу выдачи мне удостоверения я аргументировал тем, что факт имевших место в отношении меня в период служебной командировки в Эфиопию льгот, связанных с выплатой мне денежного содержания "за период участия в боевых действиях и обеспечении их", косвенно доказывает моё участие в боевых действиях. Однако представитель Мосгорвоенкомата и судья, вчитавшись в положения подпункта 1 пункта 1 статьи 3 ФЗ РФ "О ветеранах", где сказано, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие "принимавшие участие в боевых действиях", пришли к выводу, что речь идёт именно о непосредственном участии в боевых действиях, "о тех, кто с автоматом в окопе сидел", как выразился представитель военкомата, тогда как в представленном мною Постановлении Совмина говорится об "участии в боевых действиях и обеспечении их". Судья решил, что формулировка Постановления Совмина не стыкуется с формулировкой "Закона о ветеранах". "Одинаковые деньги платили и тем, кто участвовал в боевых действиях, и тем, кто их обеспечивал, но по современному законодательству удостоверением дают только тем, кто участвовал в боевых действиях, а обеспечивавшим боевые действия не дают ничего.  Вы бортпереводчик, вы  обеспечивали боевые действия, но не участвовали в них непосредственно, а, значит, удостоверение "Ветеран боевых действий" вам не положено",заключил судья. Я связался с Комитетом Госдумы по делам ветеранов, поинтересовался, почему сотни военнослужащих, занимавшихся именно обеспечением боевых действий в загранкомандировках, остались "за бортом" "Закона о ветеранах". Потому что у государства нет денег на всех, ответили мне и добавили, что, может быть, когда-нибудь законодатель установит дифференцированную планку льгот для участников боевых действий и для тех, кто их обеспечивал. А пока такие, как я,а таких людей, повторюсь, многие сотни,для государства никто, словно и не выполняли свой служебный долг, рискуя жизнью.

"Утешительным призом" стала общественная медаль "Участнику локальных конфликтов.Эфиопия", которую 26 августа 2010 года вручили мне и Александру Константиновичу Швадронову по линии общественной организации "Клуб товарищей ВИИЯ КА".

Служу Отечеству!

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100