28 января 1992 г. боевое повреждение вертолета Ми-24 ФПС России. Экипаж м-ра Владимира Микитюка осуществлял облет Афгано-Таджикской границы, следуя ведомым в составе смешанной пары (Ми-8 и Ми-24). Полет проходил вдоль реки Пяндж на удалении 300 метров от государственной границы. В 12:25, во время прохождения траверза кишлака Явиз, с сопредельной территории по вертолету был открыт огонь из стрелкового оружия, в результате чего борт получил повреждения обшивки фюзеляжа, хвостовой и концевой балок (после посадки насчитали 8 пулевых пробоин). Летчик к-н Сергей Шатохин получил ранение в ногу. Не смотря на повреждения экипажу удалось благополучно сесть на площадке погранотряда в н.п. Московоский. 19 октября 1992 г. отмечено нарушение Афганской границы вертолетом Ми-8МТВ №25149 Душанбинского ОАО (а/к "Точикистон"). В результате расследования установлено, что в 12:52 данный вертолет прибыл на аэродром Хорог рейсом из Душанбе. Уже на земле на борт поднялись четверо вооруженных людей и под угрозой оружия заставили экипаж выполнить рейс в Файзабад. На борт неизвестные загрузили ковры, после чего в 15:05 вертолет произвел взлёт. На следующий день вертолет пересек границу в обратном направлении и в 13:30 произвел посадку на площадку у кишлака Танг. Пограничным нарядом угнанный вертолет был блокирован и позже освобожден вместе с экипажем в результате переговоров.
6 декабря 1992 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ 339-го овп (Чирчик). Экипаж м-ра Ю. Викеры выполнял полет для доставки в Таджикистан пассажиров из управления МО Республики Узбекистан. При следовании на малой высоте, над водохранилищем, вертолет столкнулся с водной поверхностью, разрушился и частично затонул. Все находившиеся на борту погибли. Место крушения обнаружил через полчаса командир 3-й вэ 339-го овп.
Майор Викера Юрий Романович, родился 18.10.1956 в городе Воркута, Коми АССР. Работал на Ижевском автозаводе, параллельно обучаясь в Ижевском УАЦ ДОСААФ по специальности "пилот вертолета Ми-2". Призван в ВС СССР Индустриальным РВК г.Ижевска. Экстерном закончил Сызранское ВВАУЛ в 1984 году. С сентября 1984 г. выполнял боевые задачи в Республике Афганистан, а в 1986 г. переведен в Туркестанский ВО на должность инструктора центра подготовки летчиков к боевым действиям в Афганистане. Участвовал в боевых действиях на территории Таджикистана с 1992 года. Похоронен на Александровском кладбище в Ижевске. 18 декабря 1992 г. боевая потеря вертолета Ми-24 1-й вэ 339-го овп ВВС Республики Узбекистан. Вертолет пилотируемый командиром эскадрильи п/п-ком Шафигуллиным Наилем Назимовичем (20.03.1956 г.р., выпуск Сызранского ВВАУЛ 1977) выполнял полет на малой высоте вдоль ущелья Рамит (район реки Кофирнихон). В 12 км восточнее Душанбе Ми-24 был поражен выстрелом из подствольного гранатомета, потерял управление и столкнулся с землей. Пытался спастись только летчик-оператор ст.л-т Максим Ремезов (СВВАУЛ-89), покинув борт с высоты 30-40 м, но парашют не успел раскрыться.
21 апреля 1993 г. авария вертолёта Ми-8МТ №55 у пограничного поста на высоте Амрутихам. 3 мая 1993 г. боевая потеря самолета Су-24 735-го бап ВВС Республики Узбекистан (аэ Карши). Вылет на боевое применение по объекту противника в р-не н.п. Московский. Шел крайним в боевом порядке из 10 самолетов. Все работали с пикирования, а он с горизонтального полета, т.к. вышла проверка у летчика. После сброса бомб экипаж почувствовал удар, после чего сработала сигнализация о пожаре двигателя и пожаре хвоста. Летчик к-н Алексей Серков и штурман м-р Сергей Шубин катапультировались удачно, но приземлились в горах, в разных местах. На выполнение ПСР подняты вертолеты Ми-8 и самолет Ан-12. Летчика подняли почти сразу, а штурмана позже (оба награждены именными часами). Эвакуацию выполнил экипаж Ми-8МТ 339-го овп ком полка п-ка Германа С.В. Причиной потери самолета стало поражение ракетой ПЗРК "Stinger" (произведено три пуска). 13 февраля 1994 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ Авиации Пограничных Войск России (Душанбе). СМУ. Экипаж Сергея Соловьева (СарВВАУЛ-89) потерпел катастрофу в Шурообадском р-не Таджикистана. Погибло 11 человек, включая членов экипажа Юрия Анисимова и Александра Тягно... (причина: СМУ или огонь с земли). Взлет из Душанбе произвели в 10:15, после чего взяли курс на 14-ю погранзаставу для эвакуации раненого военнослужащего. На обратном пути в 12:50 связь с бортом прервалась. 8 октября 1994 г. боевая потеря вертолета Ми-24 ФПС РФ (Московский ПО). Сбит огнем с земли у пгт "Московский". Погибли: командир вертолета к-н Леонид Малышев (СВВАУЛ-89) и летчик-оператор л-т Александр Хвостов. Лейтенант Хвостов Александр Александрович, родился 21.10.1971 в г.Куйбышев. После обучения в Казанском Суворовском училище поступил в Сызранское ВВАУЛ, из которого выпустился в 1993 году и был направлен для прохождения службы в ДВО. С мая 1994 года выполнял боевые задания в Республике Таджикистан. 27 августа 1995 г. вертолет Ми-8МТ во время выполнения разведполёта, были обстреляны из ДШК , хвостовая балка и хвостовой вал получили повреждения , но смогли дойти и сесть в Калайхумбе. Командир экипажа к-н В.Никитин , штурман ст.л-т. Э.Голубев, б/т. ст.л-т. М.Свешников. 29 сентября 1996 г. боевое повреждение вертолета Ми-8Т ФПС России (Душанбе). В этот день боевики начали вести обстрел Калай-Хумбского аэропорта из миномета. Для подавления огневой точки в воздух поднялся вертолет Ми-8 п/п-ка С.Липового, который огнем бортового оружия уничтожил расчет миномета, но и сам попал под ответный огонь противника из ДШК. В результате огня с земли были смертельно ранены борттехник к-н В. Стовба и летчик-штурман к-н И. Будай. Капитан Будай Игорь Михайлович, после окончания Саратовского ВВАУЛ в 1987 году проходил службу в Прибалтийском пограничном округе, а с сентября 1992 года в Северо-Западном пограничном округе. С сентября 1996 года выполнял боевые задачи на Таджикско-Афганской границе. Капитан Стовба Валерий Станиславович, родился 03.01.1966 в селе Кара-Чок, Гвардейского р-на, Алма-Атинской области. После окончания Кировского ВАТУ в 1986 году проходил службу в Камчатском и Среднеазиатском пограничных округах. В 1987 году принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, выполнив 10 боевых вылетов. С сентября 1996 года направлен в служебную командировку на Таджикско-Афганскую границу. Похоронен в поселке Рахья, Всеволжского района, Ленинградской области. Указом президента РФ №1679 от 14.12.1996, за мужество и героизм, удостоен звания Герой России (посмертно).
4 ноября 1998 г. захват аэропорта Худжанд бандой Худой Бердыева. В момент захвата на летном поле находились самолеты а/к "Точикистон" 5 Ту-134 (EY-65003, 65022, 65763, 65788, 65876) и 6 Ан-24/26 (EY-46399, 46602, 47693, 26658 и на хранении EY-46695, 46365). За три дня оккупации пострадал только один Ан-24, хвостовую часть которого пробила трассирующая пуля. 6 ноября 1998 года с правительственного Ми-8 , проводившего зачистку района аэропорта от бандитов, была выпущена пулеметная очередь - одна пуля прошила ангар и попала в крыло стоявшего там Ту-134 EY-65876. Другая авиатехника не пострадала. 2 апреля 1999 г. катастрофа вертолета Ми-8 ФПС России (Душанбе). При полете вдоль реки Пяндж вертолет зацепил ЛЭП и упал в реку в 130 км южнее Душанбе. Погибло 17 человек. 6 мая 1999 г. катастрофа вертолета Ми-8Т Президентской Гвардии Таджикистана (аэропорт Душанбе). Разбился в 70 км от Душанбе. Погибло 10 человек - все находившиеся на борту. 26 июня 1999г. вертолёт МИ-8МТВ №06 при заходе на посадку в ауле Макшеват (районный центр Заровшон) потерпел катастрофу, 4 человека погибли. Предварительно: были обстреляны из стрелкового оружия. Вертолёт принадлежал 201 мсд. с аэродрома Айни. Воспоминания участника. 16 августа 1999 г. в ходе отражения вторжения банды исламистов на территорию Кыргызстана, в Баткенской области, под огонь стрелкового оружия попал вертолет Ми-8 ВВС Кыргызстана. Проявив мужество экипаж сумел вывести загоревшуюся машину из опасной зоны и произвел вынужденную посадку. Двое членов экипажа получили ожоги. 19 августа 1999 г. потерпел аварию вертолет Ми-8 ВВС Кыргызстана, осуществлявший доставку груза боеприпасов и медикаментов правительственным силам, ведущим боевые действия в Баткенском районе. При посадке у н.п. Кур-Бака борт опрокинулся на борт и получил значительные повреждения. Экипаж эвакуирован другим вертолетом. 2 мая 2002 г. катастрофа вертолета Ми-8. Экипаж к-на В. Катаева Капитан Катаев Валерий Викторович, родился 16.04.1971 в г.Уфа, Башкирской АССР. Окончил Уфимское ВВАУЛ в 1992 году, проходил службу в ЗабВО, гарнизоне г.Кинель-Черкассы на должностях летчика-штурмана, штурмана звена и затем штурмана эскадрильи. В 1999 году был направлен в Республику Таджикистан. Похоронен на Рубежном кладбище города Самара.
22 августа 2005 г. ранним утром, над вторым участком заставы Московского погранотряда был сбит дельтаплан с мотором, перевозивший героин. После поражения огнём с земли дельтаплан разбился в Шурообадском районе, лётчик остался жив и сумел скрыться. На месте падения обнаружены 18 кг. героина и пистолет ПМ. По оперативным данным этот летательный аппарат периодически использовался для переброски наркотиков через границу в течение трех лет.
|