В боевых действиях над Нагорно-Карабахской автономной областью Армения и Азербайджан активно использовали гражданскую и боевую авиацию. Потери вертолетчиков Армении от огня противника составили 3 гражданских Ми-8Т и 1 боевой Ми-24 (еще один Ми-24 был захвачен противником после вынужденной посадки). Азербайджан потерял 12 вертолетов (в том числе боевые потери составили два гражданских и один военный Ми-8Т, а так же 6 боевых Ми-24): * 20 ноября 1991 года экипаж вертолета Ми-8Т авиации ВВ МВД (обвз, Алма-Ата) в составе командира м-ра Вячеслава Котова, летчика-штурмана Дмитрия Яловенко и борттехника к-на Геннадия Долгова осуществлял перевозку представителей МО и МВД СССР. На траверзе села Каракенд по вертолету открыли огонь с земли из легкого автоматического оружия. Обстрел велся с левого борта с дистанции 300 метров и под углом 30 гр. В результате множественных попаданий произошел отказ двигателей, гидросистемы. Скорость в момент столкновения с землей 40 км/ч. На конструкции вертолета остались множественные пробоины блистеров, лопастей, на капотах и фюзеляже калибров 5.45 и 7.62. Уцелевшие при падении пассажиры добивались на земле выстрелами в упор и были ограблены "борцами за независимость". С места падения так же похищено 12 пистолетов ПМ и боеприпасы. Экипаж захоронен в г.Алма-Ата. ** 9 мая 1992 года экипаж Як-40 СССР-87532 в составе летчика-инструктора Михаила Андреасяна, командира Арутюн Давтяна и бортмеханика Артавазд Саакяна осуществлял перевозку 30 беженцев из Степанакерта в Ереван. Сразу после взлета, при подходе к Кельбаджарскому району летчики почувствовали удар, после чего произошел последовательный отказ двух двигателей. На борту возник пожар, а кабина и салон заполнились дымом, после чего бортовой механик разгерметизировал аварийный выход. Посадка произведена с убранными шасси на аэродроме Сисиан. Оба летчика получили различные травмы (в т.ч. Михаил Андреасян - перелом позвоночника). После эвакуации пассажиров и экипажа фюзеляж самолета полностью выгорел. Позже выяснилось, что самолет был атакован и подбит огнем ВПУ Су-25 Вагифа Курбанова.
*** Пара армянских Ми-24П осуществляла прикрытие вертолета Ми-8 пилотируемого комэском, летчиком 1-го класса, п/п-ком Борисом Ефремовичем Хачатуровым. На борту транспортной машины находились высокопоставленные армянские военные летевшие из Еревана в Степанокерт. Над Кубатлинским районом по группе открыли огонь с земли, в результате чего оба Ми-24 с интервалом в десять минут совершили вынужденные посадки на территории противника. Уцелевший Ми-8 под огнем противника эвакуировал экипажи сбитых машин. После посадки у Горисе в борту "восьмерки" насчитали 16 пулевых пробоин. Один из подбитых Ми-24 азербайджанцы смогли восстановить и включили в состав своих ВВС, второй сгорел полностью на месте вынужденной посадки. **** Самолет С-130H 5-8521 TFB.1 ВВС Ирана ошибочно принят за азербайджанский боевой самолет и сбит ракетой ЗРК "Оса-АК" сил самообороны Карабаха над селом Мектишен в 22:30. Самолет управляемый экипажем п/п-ка Ага Билоглу из 9 человек следовал по маршруту Москва-Тегеран. Взлёт произведен с аэродрома Шереметьево-2 в 18:46. На борту находились 19 пассажиров (дипломаты и члены их семей, студенты) и 13 членов экипажа. Полет выполнялся на большой высоте, но при проходе траверза Владикавказа экипаж определил растрескивание лобового стекла, после чего принял решение снизить высоту полета для уменьшения перепада давления между гермокабиной и атмосферой. Диспетчеру экипаж доложил о ситуации и о решении следовать в Тегеран на малой высоте. Снижаясь С-130 вошел в воздушное пространство Карабаха со стороны Азербайджана, что создало предпосылку для неверной идентификации и привело к открытию огня по самолету. 12 апреля 1995 года, то есть уже после окончания боевых действий, потерпел аварию вертолет Ми-8Т EK-22620 принадлежащий Государственному дочернему предприятию ближних и специальных авиалиний "Арарат-Авиа" Гражданской авиации Армении. Тем не менее событие имеет косвенное отношение к Карабахской Войне, так как на борту этого Ми-8 находилась комиссия по проверке аэропортов МВЛ, на предмет их пригодности к приёму самолетов, после боевых действий. Маршрут полета был следующим: Ереван-Мегри-Кафан-Горис-Сисиан-Джермук-Ереван. Осмотрев аэродром Кафан комиссия пришла к выводу, что он к приёму самолетов не пригоден, никакого оборудования не имеет, а все аэродромные сооружения разрушены. Возможно только посадка вертолетов методом подбора площадки с воздуха. После взлёта с аэродрома Кафан, для следования к следующей точки маршрута, на высоте 5 метров вертолет начал плавно разворачиваться влево с постепенным ускорением и смещением назад. На упреждающие действия экипажа вертолет не реагировал и продолжал перемещаться назад и влево. На удалении 95 метров по курсу и левее 32 метра от места взлёта вертолет столкнулся с аэродромными постройками и получил значительные повреждения (оторвана хвостовая балка, разрушены лопасти несущего и хвостового винтов, носовая опора вмята в понижнюю часть фюзеляжа. Из 3 членов экипажа и 18 служебных пассажиров только один пассажир получил перелом бедра, остальные не пострадали. Угоны боевых самолетов и вертолетов связанные с событиями в регионе:
Угон двух вертолетов Ми-24В 386-й овэ ВВС СНГ 11-го февраля 1992 года летчики майор Сергей Синюшкин и майор Алексей Шварев совершили перелет на двух бортах с аэродрома Сангачалы в Забрат, подконтрольный азербайджанским силам. Российской стороной были отправлены экипажи для перегонки боевых вертолетов обратно, но к моменту их прибытия с обеих Ми-24 были сняты бортовые аккумуляторы, что не позволило запустить двигатели. На следующий день азербайджанская сторона организовала перегонку с аэродрома Сангачалы еще пяти вертолетов Ми-24 силами летчиков Забратского авиапредприятия (летчики Ханлар Саттаров, Закир Юсифов, Явер Алиев, Эдисон Гасанов, Мамедов) позже их передача была оформлена межправительственным соглашением.
Угон штурмовика Су-25 80-го шап ВВС СНГ 8-го апреля 1992 года, после 18:00, когда летная смена на аэродроме Ситал Чай была окончена и летно-технический состав отправился по домам, группа из трех человек (в составе летчика ст.л-та Вагифа Курбанов, старшего техника л-та Ф.Мамедова и механика пр-ка А.Кулиева) обманным путем нейтрализовала дежурного по стоянкам пр-ка В.Губанова и подготовила к полету штурмовик Су-25. На нем летчик ст.л-т Курбанов совершил перелет с аэродрома Ситал Чай на аэродром Сангачалы, находящийся под контролем азербайджанских сил.
Угон двух вертолетов Ми-24П ВВС СНГ 18 апреля 1992 года два боевых вертолета были перегнаны с аэродрома Эребуни на аэродром Арзни. Армянская сторона планировала использовать их в боевых действиях в НКАО, но на следующий же день оба вертолета были обнаружены Российскими силами и возвращены.
Угон военно-транспортного самолета Ил-76 №86810 ВВС СНГ 9-го июня 1992 года самолет был блокирован на авиабазе Далляр азербайджанскими ополченцами. Так как этот Ил-76 не был приписан к в/ч размещаемой на азербайджанской территории, существовала вероятность, что Россия попробует вернуть его. Поэтому было решено перегнать самолет на столичный аэродром Бина, что было выполнено гражданским экипажем под командованием КВС Байрамова. Борт включен в состав ВВС Азербайджана.
Угон перехватчика МиГ-25ПД №04 ВВС Азербайджана 14-го января 1993 года летчик-контрактник ВВС Азербайджана вместо выполнения боевого задания совершил побег в Армению, посадив самолет на аэродроме Эребуни. Борт по настоящее время находится на хранении и условно входит в состав ВВС Армении.
Угон штурмовика Су-25К ВВС Грузии 15 ноября 1993 года летчик капитан Сергей Житников должен был эвакуировать штурмовик с авиабазы Копитнари, к которой подошли силы Звиада Гамсахурдия, но вместо этого совершил побег в Армению, приземлившись на аэродроме Гюмри. Вероятно именно этот самолет позже был потерян Армянами над Карабахом в результате дружественного огня.
|