RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Абхазия /

5 октября 1992 года, в 13:30, ракетой ПЗРК "Игла" сбит вертолет Ми-24В ВВС Грузии, совершавший в составе пары облет района проведения военной операции. Машина загорелась и упала в море на траверзе санатория "Украина" в н.п. Гагра. Экипаж Георгия Квесадзе из двух человек погиб.


11 октября 1992 года, в 15:30, ракетой ПЗРК "Игла" сбит самолет Су-25 ВВС Грузии. Удар составом пары по целям у Нового Афона. Самолет поразил над селом Нижняя Эшера абхазский стрелок-зенитчик сж-т Олег Чмель. Летчик п/п-к Слава Джабуа сумел увести штурмовик в сторону моря и катапультировался в 2 км от береговой черты. Проведение поисково-спасательной операции результатов не дало. Пропал без вести.


11 октября 1992 года диверсионной группой абхазских сил на аэродроме Сухуми-Бабушара уничтожен вертолет Ми-8 ДВТ Грузии. По стоявшему на земле вертолету, грузившему пассажиров, сделан выстрел из РПГ-7, в результате чего борт получил повреждения исключающие возможность его восстановления. Два гражданских лица погибло в результате инцидента, ещё трое получили ранения.


14 декабря 1992 года, в 16:40, ракетой ПЗРК "Игла" сбит вертолет Ми-8Т №03 325-го овп ВВС России (аэродром Егорлыкская). Борт участвовал в доставке гуманитарных грузов в осажденный грузинскими войсками город Ткуарчал. Обратным рейсом на борт были взяты беженцы и несколько официальных лиц Абхазии. После взлёта, на 12-й минуте полета, когда вертолет находился на высоте 1700 м, по нему был произведен пуск ракеты со стороны грузинских позиций. Машина загорелась и упала в районе села Лата. Все находившиеся на борту 61 человек погибли. Экипаж состоял из командира вертолета м-ра Евдокимова Сергея Петровича, летчика-штурмана ст.л-та Маскина Валерия Геннадьевича и борттехника ст.л-та Илюхина Сергея Николаевича.


26 декабря 1992 года ракетой ПЗРК "Игла" сбит вертолет Ми-24В ВВС Грузии, пилотируемый экипажем п-ка Джимшера Майсурадзе. Попавшие под атаку противника в р-не Очамчиры грузинские наземные части попросили поддержку с воздуха. На помощь был поднят один вертолет, который вышел в р-н н.п. Владимировка и начал поиск нужного участка фронта на малой высоте. В р-не н.п. Атара по вертолету был выполнен пуск ракеты, после попадания которой Ми-24 загорелся и упал. Оба члена экипажа погибли: командир вертолета п-к Джимшер Майсурадзе и находившийся на месте летчика-оператора ст.л-т Мераб Гелашвили. Пуск ракеты произвел стрелок-зенитчик Артур Тарба.


6 января 1993 года, в 20:30, расчетом ЗРК "Бук" ВС РФ сбит неопознанный самолет следовавший вдоль побережья Абхазии. Цель скоростная (предположительно реактивный самолет Л-39). Обломки упали в море на траверзе н.п. Нижняя Эшера. Позже стало известно, что из боевого вылета не вернулся абхазский летчик м-р Олег Чанба.


В ночь с 9 на 10 января 1993 года  потерпел аварию самолет Ан-2 Республики Абхазия. Экипаж в составе Анзора Сакания и Вячеслава Эшба выполнял транспортно-связной полет на посадочную площадку Тхин с грузом оружия и боеприпасов. В процессе предпосадочного снижения в расчетной точке экипаж не обнаружил посадочные огни и при выполнении поиска площадки столкнулся с горой в р-не н.п. Арасадзых. Самолет загорелся, летчикам удалось покинуть борт до взрыва. Сопровождающие груз Торгашов Юрий Яковлевич и Капов Юрий Михайлович погибли.


15 января 1993 года, в 09:15, сбит вертолет Ми-24В ВВС Грузии, пилотируемый экипажем Абакара Магомедова (дагестанец по национальности). Вертолет оказывал поддержку с воздуха окруженному гарнизону у н.п. Агудзера. В ходе возвращения с боевого задания, на траверзе н.п. Тамыш Ми-24 был поражен ракетой ПЗРК, загорелся и упал на землю, оба члена экипажа погибли. Пуск ракеты произвел стрелок-зенитчик Виктор Строй.


18 января 1993 года вертолет Ми-8МТВ №25454 а/к "ПАНХ" осуществлял доставку гуманитарной помощи в зону межнационального конфликта в Абхазии. Полет выполнялся по договоренности с фирмой "Курьер ЛТД" (г.Черкесск) с грузом муки для жителей окруженного города Ткуарчал из н.п. Теберда. Над высокогорным селом Сакени, Гульрипшского района, по вертолету со стороны позиций грузинских регулярных войск была выпущена ракета ПЗРК "Стрела-2", которая попала в правый двигатель. В результате полученных повреждений экипаж в составе КВС Анатолия Мельника, 2П Валерия Куценко и БМ Сергея Соколова был вынужден совершить посадку на контролируемой грузинами территории. На борту, в качестве пассажиров, находились председатель совета министров Абхазии Зураб Лабахуа и сопровождающие его лица: сотрудники Абхазской телерадиовещательной компании Амиран Гамгия, Слава Сакания, Ахра Акаба и украинский фоторепортер Владимир Персиянов. Лабахуа был недавно назначен представителем Республики Абхазия по Ткуарчалу, Очамчирскому и Гальскому районам и совершал поездку для ознакомления с ситуацией в блокадном городе. Он и его сопровождающие сразу же были арестованы грузинской стороной. Российский экипаж был отпущен, но вертолет при этом конфисковали по обвинению в пособничестве Абхазам.


5 февраля 1993 года потерпел катастрофу вертолет Ми-8МТ Пограничных сил Грузии. Борт, пилотируемый командиром вертолета Владимиром Науменко и летчиком-штурманом Гелой Силадзе, возвращался после доставки на линию фронта группы бойцов и снаряжения. При посадке на аэродроме Кутаиси, в условиях тумана, вертолет столкнулся с землей и разрушился. Экипаж погиб.


6 февраля 1993 года ракетой ПЗРК сбит самолет Су-25 ВВС Грузии. Штурмовик поразил абхазский стрелок-зенитчик Игорь Джинджолия в р-не н.п. Мокви. Летчик Тамаз Надирашвили катапультировался и попал в плен.


19 марта 1993 года, в 04:30, ракетой ЗРК сбит самолет Су-27С №11 171-го гв.иап ВВС России. Истребитель-перехватчик был поднят в воздух с аэродрома Гудаута после обнаружения двух воздушных целей, идущих со стороны Грузии в направлении Сухуми. Летчик м-р Воцлав Шипко должен был поставить заслон и воспрепятствовать возможному удару по расположению Российских войск в Абхазии. Летчик доложил что занял высоту 800 м, и что визуально не наблюдает чужие самолеты из-за плотной облачности. Получил команду возвращаться на базу, после чего связь прервалась. Позже установлено, что Су-27 был сбит грузинскими средствами ПВО и упал у н.п. Одиши, в 11 км с.-з. Сухуми. Летчик м-р Воцлав Александрович Шипко погиб.


1 мая 1993 года, в 11:00, ракетой ПЗРК сбит самолет Су-25 ВВС Грузии (аэродром Копитнари), наносивший удар в составе пары по позициям абхазской артиллерии у н.п. Эшера. Штурмовик поразил абхазский стрелок-зенитчик С. Шевелев. Летчик к-н Резо Гудаевич Нароушвили катапультировался над н.п. Шубара и попал в плен. Летчик второго грузинского самолета к-н Каха Тваури в отчете указал, что его напарник был сбит на высоте 2700 м предположительно Российским Су-27 поднятым с аэродрома Бомбора.


21 мая 1993 года совершен перегон трех самолетов Ан-2 (№№ 07795, 07849 и 33366) Белорусского УГА для Республики Абхазия. Согласно плана полета три Ан-2 произвели взлет с аэродрома Энем (Краснодар) для следования на Нальчик, доложив связь с Пятигорском и Нальчиком, экипажи в дальнейшем на вызовы не отвечали. Самовольно изменив маршрут самолеты произвели посадку в Гудаутах. Позже, эти Ан-2 использовались в ВВС Республики Абхазия, а один из них разбился в 1997 году.


24 мая 1993 года огнем с земли сбит гражданский вертолет Ми-6 №21180 НПО "Взлёт" (Ермолинская ЛИБ). Вертолет работал по контракту с 
фирмой "Курьер ЛТД" (г.Черкесск), доставляя грузы в осажденный город Ткуарчал и эвакуируя гражданское население обратными рейсами. В этот день экипаж Н.М. Касимова выполнял полет из н.п. Хабез в Ткуарчал с грузом 4 тонн муки и медикаментов, следуя на высоте 3500 м. На траверзе н.п. Сакени, Гульрипшского р-на, по вертолету была выпущена ракета со стороны грузинских позиций, после попадания которой он загорелся и упал на землю. Экипаж из пяти человек в составе командира Николая Мусаевича Касимова, второго пилота Чупрова Леонида Михайловича (командир Ми-8, полетел заменив второго пилота), штурмана Савельева Александра Валерьевича, бортрадиста Фёдорова Евгения Александровича и бортмеханика Царёва Владимира Александровича погиб.


14 июня 1993 года, утром, ракетой ПЗРК сбит вертолет Ми-8Т ВВС Абхазии. Борт эвакуировал беженцев и раненых бойцов из города Ткуарчал. Вылет планировался на ночное время, но из-за задержки с подвозом раненых взлёт был выполнен на рассвете. На начальном участке маршрута, при пересечении Марухского перевала, по вертолету была выпущена ракета ПЗРК. Ми-8Т загорелся и упал в р-не н.п. Ажара. Экипаж в составе командира вертолета м-ра Мозгового Игоря Владимировича, летчика-штурмана ст.л-та Мантая Игоря Ивановича, бортмеханика Рудика Тарба и летчика-стажера Леонида Пкин, а так же 11 пассажиров, погибли.


3 июля 1993 года, около 15:00, в ходе высадки десанта на вершину горы Ахбюк (отметка 584), выстрелом из РПГ поражен вертолет Ми-8МТВ ВВС Абхазии. Борт уже находился на земле, когда получил попадание, поэтому части экипажа и десанта удалось покинуть загоревшийся вертолет. Из состава экипажа пропал без вести летчик-инструктор ст.л-т Васюхин Михаил Юрьевич. Летчик Эшба Вячеслав Ахметович и борттехник Нури Герзмава сумели спастись с различными травмами. Это был уже третий рейс вертолета на вершину горы, к которому грузинские войска успели приготовить засаду.


4 июля 1993 года, в 15:40, ракетой ПЗРК сбит штурмовик Су-25 ВВС Грузии (аэродром Копитнари). Летчик к-н Каха Тваури сумел катапультироваться над морем в р-не Сухуми и был подобран катерами группы ПСС. Пуск ракеты произвел стрелок-зенитчик К. Цыганков.


13 июля 1993 года, в 10:00, ракетой ПЗРК сбит самолет Су-25 ВВС Грузии (аэродром Копитнари). Два штурмовика наносили удар по вражеской автоколонне у н.п. Шубара, пикируя на цель с высоты 1800 м. Применяемыми боеприпасами были РБК-500. На выходе из атаки самолет ведомого был поражен ракетой пущенной абхазским стрелком-зенитчиком Б. Котельниковым. Летчик к-н Зураб Абесаломович Иараджули катапультировался и несколько дней пробирался к своим, но погиб при пересечении реки Гумиста. Ведущий пары наблюдал горящий самолет ведомого и раскрытие парашюта.


16 сентября 1993 года, при облете радио-технических средств слежения аэродрома Гудаута потерпел катастрофу самолет Су-25 ВВС России. На маршруте, следуя на предельно малой высоте, самолет пилотируемый п/п-ком Николаем Чаплицким начал выполнение маневра, зацепил крылом водную поверхность, разрушился и затонул в 1.5 км южнее н.п. Новый Афон. Летчик погиб.


21 сентября 1993 года, в 16:25, потерпел катастрофу самолет Ту-134А №65893 
Департамента ВТ Грузии. Экипаж под управлением КВС Табуева Гераса Георгиевича выполнял чартерный рейс из Сочи в Сухуми с 21 пассажиром на борту. На предпосадочной прямой, когда самолет находился на высоте 300 м и удалении 5-6 км от ВПП, по нему был произведен пуск ракеты ПЗРК. После поражения ракетой самолет загорелся и упал в море в 2 км от береговой черты. Все находившиеся на борту 27 человек погибли.


22 сентября 1993 года, в 18:37, потерпел катастрофу самолет Ту-154Б №85163 Департамента ВТ Грузии. Экипаж под управлением КВС Гиорги Размадзе совершал пассажирский рейс из Тбилиси в Сухуми, со 120 военнослужащими МВД Грузии на борту. В процессе выравнивания при посадке в а/п Сухуми-Бабушера самолет был подбит ракетой ПЗРК, грубо приземлился, разрушился и загорелся прямо на ВПП аэродрома. 104 человека погибли в результате крушения. Пуск ракеты произвел с борта катера стрелок-зенитчик Булат Амаев.


23 сентября 1993 года, в 10:45, сбит ракетой ПЗРК самолет Су-25 ВВС Грузии. Пара штурмовиков наносила удар по абхазским формированиям, блокировавшим Сухуми. Пуском ракеты стрелок-зенитчик В. Моисеев поразил самолет ведущего. Су-25 загорелся и упал у села Тависуплеба, летчик п-к Изани Михайлович Церцвадзе погиб.


30 сентября 1993 года вертолет Ми-8Т ДВТ Грузии, участвовавший в эвакуации беженцев из Сванетии, произвел взлёт из Кутаиси в направлении Сакени. На борту находился груз продовольствия и теплых вещей для беженцев, экипаж и сопровождающие (всего 6 человек). При пересечении горного хребта, в сложных метеоусловиях, вертолет столкнулся с возвышенностью и полностью разрушился. Все находившиеся на борту погибли.


22 апреля 1994 года при посадке на площадку подобранную с воздуха, днем в простых метеоусловиях, потерпел аварию вертолет Ми-8Т №24203 ДВТ Грузии. В результате воздействия нисходящего потока ветра при выполнении посадки вертолет грубо приземлился, опрокинулся на правый борт и частично разрушился. Никто из находившихся на борту не пострадал. Место происшествия село Чубери (Грузия).


7 июня 1994 года самолет L-100-20 а/к "Rapid Airlines" выполнял чартерный рейс по заказу правительства США с грузом для посольства в Грузии. В процессе следования по маршруту Франкфурт-Тбилиси, самолет вошел в воздушное пространство России не имея разрешения и на вызовы по радио не отвечал. На перехват с аэродрома Крымск была поднята пара истребителей-перехватчиков Су-27, которая принудила нарушителя к посадке в аэропорту Адлер. Через три часа, после переговоров, самолету было дано разрешение следовать в Тбилиси. По поводу нарушения воздушной границы отправлена нота протеста.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100