RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

2 сентября 1952, в 5:36 утра, РЛС ДО Шанхайского оборонительного района обнаружили неизвестный самолет идущий в сторону материкового Китая. Сразу в воздух были подняты два дежурных истребителя МиГ-15 6-го иап 2-й иад в составе ведущего Хо Чунтао и ведомого Ли Юнэня. Они вышли в район действия противника, но из-за дымки, ограничевающей видимость до трех километров, долгое время не могли обнаружить неизвестный самолет. Только с третьего захода удалось обнаружить и атаковать четырехмоторный самолет-нарушитель идущий на высоте 200 метров. В ходе одной из атак МиГ-15 пилотируемый Хо Чунтао столкнулся с водной поверхностью, в результате чего летчик погиб. Среди возможных причин падения ответный огонь с самолета-нарушителя или ошибка летчика.


9 апреля 1954 истребитель МиГ-15 42-го иап 14-й иад ВВС НОАК столкнулся с водной поверхностью Восточно-Китайского моря в точке с координатами 35° 53' 30'' СШ 120° 53' 30'' ВД, на траверзе Цинандао, при перехвате американского патрульного самолета P2V-4 VP-2. Летчик Ли Чень-Бао погиб.


23 июля 1954 гражданский самолет DC-4 VR-HEU Skymaster британской авиакомпании "Cathay Pacific" управляемый экипажем Филлипа Блоуна (Phillip Blown) осуществлял рутинный рейс из Банкока в Гон-Конг. На маршруте, в 08:40 утра, на удалении 48км от острова Хайнань, самолет был атакован парой истребителей Ла-11 85-го иап 29-й иад ВВС НОАК и подбит. В результате вынужденной посадки в море 10 из 18 находившихся на борту погибли, остальные были спасены самолетом-амфибией SA-16 ВМС США. Китайские власти принесли официальные извинения за случившийся инцидент, сообщив что летчики Ла-11 спутали DC-4 с гоминьдановским транспортным самолетом и открыли огонь без разрешения с КП. Оба летчика участвовавших в перехвате были осуждены, ведущий Чао Си получил один год заключения, а ведомый Хан Гуан-Лон отделался одним месяцем.  


26 июля 1954 два истребителя Ла-11 85-го иап 29-й иад ВВС НОАК осуществляли воздушное прикрытие грузового судна шедшего к юго-востоку от о. Хайнань. В 10:05 воздушный патруль подвергся атаке сзади, в результате которой оба Ла-11 были сбиты, а летчики Чоу Чень-Тун и его ведомый погибли. По американским данным в инциденте участвовали их палубные самолеты, осуществлявшие прикрытие поисково-спасательных работ на месте падения сбитого ранее британского гражданского авиалайнера. Победы одержали летчики AD-4 VF-54 ВМС США (USS Philippine Sea).


9 февраля 1955 самолет AD-5W VC-11 ВМС США (авианосец USS Wasp) прикрывал операцию по эвакуации гоминьдановских сил с острова Тачен. На борту находились три человека: летчик л-т О'Херен (Lt. j.g. W. J. O'Heren), борттехник Челевски (A. J. Chelevski) и авиамеханик Дреннан (R. E. Drennan). Из-за навигационной ошибки летчика, выполнившего лишний доворот, самолет вторгся в воздушное пространство КНР и был обстрелян огнем ЗА. AD-5W выполнил вынужденную посадку на воду в 6 км от острова Тачон и затонул. Экипаж успел спастись и был эвакуирован гоминьдановским эсминцем.


27 июня 1955 самолет-амфибия PBY-5 "Каталина" принадлежащий Тайваньской авиакомпании "Fooshing Air Lines" выполнял санитарный рейс на остров Мацу, для эвакуации заболевшего американского сержанта. На борту находился экипаж Чин Куок Миня (Chin Quock Ming) из четырех человек и американский армейский врач л-т Джон Гудрич (Lt. John J. Goodrich). На конечном участке маршрута амфибия была атакована истребителями МиГ-15бис 10-го иап 4-й иад ВМС НОАК (командир звена Чан Вэн-Синь). МиГ-и выполнили четыре захода и нанесли значительные повреждения левому крылу "Каталины". Куок Минь погасил скорость до минимальной, ушел на малую высоту и, выйдя из под атаки, совершил вынужденную посадку на острове "Белая Собака", островной группы Мацу. Только врач Джон Гудрич получил легкие осколочные ранения, остальные не пострадали. В этот же день PBY-5 смог вернуться на Тайвань.


27 июня 1955 звено МиГ-15бис 10-го иап 4-й иад ВМС НОАК, лидируемое Чан Вэн-Синем, выполнило перехват пары гоминьдановских самолетов RT-33. Летчик Ван Хон-Си, шедший №3 в китайском звене, занял удобную позицию и открыл огонь с расстояния в 533м. Гоминьдановский RТ-33A №7 взорвался в воздухе и упал в море 15км ю.-в. острова Тайшен. Летчик погиб. Это же звено МиГ-ов участвовало в атаке на самолет "Каталина" (см. запись выше).


15 октября 1955 звено истребителей МиГ-15бис 10-го иап 4-й иад ВМС НОАК, лидируемая Ван Хон-Си, вступила в бой с четверкой F-86 ВВС Тайваня. Гоминьдановсому летчику Тзу Ван-Суну удалось сбить один китайский МиГ, летчик которого Гу Чан-Тай погиб.


23 июня 1956, ранним утром, бомбардировщик B-17G специальных сил ВВС Тайваня был перехвачен и сбит китайским МиГ-17 34-го иап 12-й иад над горным хребтом провинции Гуанси. Победу одержал летчик Чан Лу-Мин. 11 гоминьдановских авиаторов погибло.


22 августа 1956, в 23:54, американский патрульный самолет P4M-1Q 124362 VQ-1 управляемый экипажем Мильтона Хатчинсона (Lt.Comm. Milton Hutchinson) нарушил воздушное пространство Китая и продолжил полет в направлении острова Жушань. В 23:59 с одного из китайских аэродромов в воздух поднялся истребитель МиГ-17, он был выведен на цель и в 00:17 атаковал противника. После третьей атаки, в 00:20 23.08.1956 P4M-1 загорелся и упал в море 15 км ю.-в. острова Кушань. Из 16 человек, находившихся на борту тела четырех были обнаружены.


17 июня 1958 самолет RF-84F №5609 12-й аэ ВВС Тайваня выполнял разведывательный полет над материковым Китаем, проследовав над провинцией Гуанси. С аэродрома Лианшен в воздух поднялись 4 истребителя МиГ-15бис 27-го иап 9-й иад ВВС НОАК и начали преследование противника. Пытаясь оторваться от преследователей гоминьдановский летчик ушел на малые высоты, не справился с управлением и столкнулся со склоном горы. Летчик Цинь Мао-Чан погиб.


12 июля 1958 бомбардировщик Ту-2 25-й бад ВВС НОАК выполнял разведовательно-агитационный полет над Юшу. После сброса листовок, когда самолет находился на малой высоте, у одного из двигателей стала резко расти температура масла, после чего произошел его отказ. Экипаж успел доложить о случившимся, но в дальнейшем связь прервалась. Все находившиеся на борту считаются погибшими (командир Сун Чуй-Шен, летчик Чонг Шу-Цинь, радист Чао Динь-Чен, стрелок Лио Ёнг-Лу). Потеря не связана с действиями противника.


29 июля 1958, в 11:02 утра, звено МиГ-17 1-й аэ 54-го иап 18-й иад в составе Чао До-Ань - Хуан Чень-Хон - Као Чан-Си - Чан И-Линь произвело взлет с аэродрома Шаньту и направилось к острову Фуджиань для перехвата группы вражеских самолетов. Погодные условия на момент взлёта осложнялись низкой облачностью, с нижней кромкой 150м. В 11:11 китайские летчики набрали высоту 5 000м и пробили облачность. Почти сразу обнаружили группу из четырех F-84G 3-й аэ ВВС Тайваня и вступили в трехминутный бой, в результате которого Као Чан-Си и Чан И-Линь одержали совместную победу, сбив гоминьдановский самолет F-84G №55, летчик которого Джин Цу-Моу погиб. Ещё один F-84G был поврежден Чао До-Анем, а его летчик Лиу Цинь-Чуань (лидер группы) катапультировался над своей территорией. Суммарный расход снарядов понадобившийся для уничтожения двух вражеских самолетов составил 165 штук. Дистанция открытия огня по противнику 169м и 150м.


14 августа 1958 группа из 8 МиГ-17 3-й аэ 46-го иап 16-й иад ВВС НОАК взлетела на перехват гоминьдановских самолетов, приблизившихся к материковому китаю. Противником оказались 12 F-86F 26-й аэ ВВС Тайваня. В завязавшемся бою был сбит один китайский истребитель МиГ-17, а его летчик Джоу Фу-Чун погиб после катапультирования над морем в области Пиньтан. В свою очередь китайские летчики смогли сбить F-86F №307, который пилотировал националист Лию Гуан-Тхан, ему так же не удалось спастись.


25 августа 1958 по группе из 8 МиГ-17 27-го иап 9-й иад ВВС НОАК, возвращавшейся после боя с гоминьдановскими F-86, ошибочно был открыт огонь дружественной зенитной артиллерии. В результате попадания зенитного снаряда сбит один МиГ-17, а его летчик Лиу Вей-Мин погиб.


8 сентября 1958 над областью Даньшань китайские радары обнаружили два разведывательных RF-84 ВВС Тайваня и группу прикрытия из 12 F-86. На перехват была поднята группа из 8 МиГ-17 54-го иап 18-й иад под командованием Ван Бао-Чуня. В результате завязавшегося воздушного боя китайцы потеряли один самолет сбитым (летчик катапультировался) и два поврежденными, ещё один МиГ-17 разбился попав в штопор из-за ошибки летчика в технике пилотирования.


18 сентября 1958 истребители МиГ-17 52-го иап 18-й иад, действуя с аэродрома Шаньту, вступили в бой с 8 гоминьдановскими F-86. Один из МиГ-17, пилотируемый летчиком Хан Ю-Еном был подбит и не вернулся с задания. Летчик погиб.


24 сентября 1958, в 9:06 утра, РЛС ДО НОАК обнаружили две цели в области Янчжу, которые были опознаны как разведчики RF-84. На перехват поднялись две группы самолетов 2-й иад ВМС НОАК в составе: 8 МиГ-15бис от 5-го иап и 8 МиГ-17 6-го иап. В 09:31 МиГ-15бис набрали высоту 10 000м и обнаружили группу из 4 F-86, которые стали отходить в сторону Тайваня, оттягивая место боя в море. В 30км к югу от Вэньчжоу МиГ-15бис прекратили преследование и повернули обратно. Именно на этом участке гоминьдановские "Сейбры" контратаковали и впервые в истории воздушных войн успешно применили ракеты "воздух-воздух". Попаданием УР AIM-9B "Sidewinder" был сбит один китайский МиГ-15бис, летчик Ван Сы-Чон погиб. Одна из выпущенных ркет AIM-9B не разорвалась и упала на территории материкового китая в уезде Вэнчжоу, что дало возможность изучить китайским и советским специалистам новое оружие. Определить точно, кто из гоминьдановских летчиков одержал победу не представляется возможным из-за большого количества заявленных побед при всего одном потерянном самолете.


3 октября 1958 бомбардировщик Ту-2 3-й аэ 74-го бап 25-й бад ВВС НОАК выполнял задание по подавлению очагов партизанского сопротивления. В результате отказа двигателя, вызвавшего сильную вибрацию, экипажу пришлось выполнять вынужденную посадку в районе контролируемом противником. Коснувшись земли самолет разрушился, убив радиста Лиу Ба-Циня и стрелка Чана Пей-Фу. Оставшиеся в живых летчики комэск Чоу Тинь-Ен и Вэн Синь приняли бой на земле и героически погибли.


10 октября 1958 самолеты ВВС Тайваня начали крупномасштабную провокацию в приграничной зоне, выполнив за день до 44 нарушений. На перехват одной из вражеских групп поднялась восьмерка истребителей МиГ-17 1-й аэ 42-го иап 14-й иад (лидер Ли Хо Чень-Чуань). Вступив в воздушный бой китайцы уничтожили один вражеский F-86F 27-й аэ ВВС Тайваня, летчик которого Чан Най-Чинь катапультировался и был взят в плен. Потери ВВС НОАК составили один МиГ-17 (летчик Ду Фэн-Рэй был №4 в первом звене, погиб в бою). По гоминьдановской версии F-86F входил в патрульную группу из 6 самолетов, барражировавших ю.-в. острова Матсу, и был потерян в результате столкновения с обломками сбитого китайского МиГ-17.


29 мая 1959, ночью, самолет радиоэлектронной разведки B-17G №835 34-й аэ ВВС Тайваня выполнял задание над западной частью провинции Гуаньдун материкового Китая. На перехват был поднят одиночный МиГ-17ПФ 1-й аэ 52-го иап 18-й иад ВВС НОАК, летчик которого ком.эск Цзян Чео-Лунь сумел обнаружить и поразить противника. B-17G загорелся и упал на склон горы, экипаж из 14 человек погиб.


19 ноября 1960 два бомбардировщика Ту-2 74-го бап 25-й бад встретил в воздухе гоминьдановский патрульный самолет P2V. Доложив о противнике по радио экипажи начали преследование, но находясь на малой высоте столкнулись с горой. Восемь авиаторов погибли... лидер пары к-н Шан Ту-Цан, летчики-стажеры Чао Чун-Се, Чао Юн-Шо, ведомый Ван Сё-И, летчик Тан Ру-И, штурман Ё-Синь, стрелок Лиу Джань-Сян, радист Ду Бинь-Линь.


15 февраля 1961 самолет P4Y №423 ВМС Тайваня осуществлял сброс груза оружия китайским националистам, действующим на Китайско-Бирманской границе. Полет осуществлялся в условиях секретности, без согласования с бирманской стороной. Обнаружив неопознанный самолет над своей территорией ВВС Бирмы подняли на перехват истребитель Sea Fury, который сбил нарушителя.


19 июня 1963, после 20:00, в воздух поднялся самолет радиоэлектронной разведки P2V-7U №739 34-й аэ ВВС Тайваня пилотируемый экипажем п/п-ка Чжоу И-Ли. Следуя на высоте 200-500м и скорости 320 км/ч разведчик вторгся в воздушное пространство материкового Китая и приступил к определению мест положения РТС ПВО НОАК. Наступившая темнота и сложные метеоусловия не позволяли организовать успешный перехват самолета-нарушителя на протяжении проделанного им маршрута в 410 км. Только в 00:18 20-го июня, когда P2V находился над Цзянси, в воздух поднялся истребитель МиГ-17ПФ 24-й иад ВВС НОАК пилотируемый зам.ком.полка Ван Вэнь-Ли. По командам с земли он сумел выйти к цели и обнаружил ее при помощи БРЛС. Далее противнику при помощи помех удавалось несколько раз срывать работу РЛС РП-1, но каждый раз китайский летчик восстанавливал контакт.  В окончании перехвата Ван Вэнь-Ли сблизился с P2V до расстояния 300м, с которого уже смог визуально наблюдать его и продолжив сближаться до 100м произвел залп из ВПУ. В 00:36:35 гоминьдановский самолет загорелся и упал в р-не н.п. Линчуань. На месте падения обнаружены тела 14 человек. Официальные гоминьдановские власти подтвердили потерю, настаивая, что заданием этого полета был "сброс продовольствия голодающему населению".


18 марта 1965, в 9:44, разведчик RF-101A №5656 4-й аэ ВВС Тайваня, пилотируемый п/п-ком Чан Ю-Бао, произвел взлет с аэродрома Тайюань и вторгся на территорию материкового китая над провинцией Гуаньдун. На перехват в 12:12 был поднят истребитель J-6 54-го иап 18-й иад с аэродрома Шаньту. В 12:34 управлявший им зам.ком.полка Кау Чан-Си сумел обнаружить противника, начав преследование. Оба самолета использовали форсаж, набрав максимальную скорость у земли. Когда до противника оставалось 700м у китайского J-6 произошло самовыключение форсажа правого двигателя, но летчик сумел восстановить его работу и сблизившись до 60м открыл огонь. Поврежденный RF-101A загорелся и упал в море 100км восточнее острова Нань-Ао. Летчик катапультировался, но погиб.


9 января 1966 самолет-амфибия HU-16A №1021 ВМС Тайваня осуществлял транспортный рейс от острова Мацу в Тайбэй. На борту находились трое китайских дезертиров, сопровождающие их офицеры и экипаж, всего 11 человек. Учитывая тяжесть преступления, совершенного дезертирами во время угона небольшого судна, китайские власти решили организовать операцию возмездия. Через 15 минут после взлёта SA-16 был атакован и сбит  истребителями J-5 (пара в составе Ли Чуан-Гуан, Ху Инь-Фа) и J-6 (пара в составе Шен Кси-Ли, Ян Каи-Синь) 70-го иап ВВС НОАК. Выживших в результате крушения не было.


12 апреля 1966, в 11:43, самолет-заправщик KA-3B 142653 HAS-4 ВМС США пилотируемый Вильямом Глассоном (LCdr William A. Glasson) осуществлял перелет с филиппинской авиабазы Куби Поинт (взлет в 11:34) на авианосец "Энтерпрайз", работавший в зоне боевых действий. Непреднамеренно самолет вторгся в воздушное пространство Китая в районе острова Лейчжоу и был сбит истребителем J-6 76-го иап 26-й иад ВВС НОАК, пилотировал который Ли Лай-Си. Весь экипаж сбитого самолета из четырех человек погиб. Всего день спустя трагически погиб в катастрофе и китайский летчик выполнивший перехват.


13 января 1967, в 12:45, средства радиолокационного контроля ПВО НОАК обнаружили гоминьдановский самолет-разведчик RF-104 приближавшийся к побережью материкового китая и прикрывавшие его истребители. Сразу с аэродрома Чжанчжоу в воздух были подняты 4 дежурных J-6 24-й иад ВВС НОАК. В 13:05 китайские летчики вступили в бой с четверкой гоминьдановских F-104G 8-й аэ. В ходе боя истребители J-6 использовали лучшую горизонтальную маневренность и смогли уклониться от 4 пущенных в них ракет AIM-9 "Saidwinder" (заявленные гоминьдановцами две победы не подтверждаются), кроме того №3 в китайском звене Ху Шо-Кен контратаковал и сбил истребитель F-104G №4353 ВВС Тайваня. Расход снарядов составил 48 шт. Гоминьдановский летчик Ян Цинь-Цун погиб.


30 ноября 1972 истребитель 1-й аэ 117-го иап 39-й иад ВВС НОАК, пилотируемый летчиком Чан Ю-Фу, сбил над провинцией Хэйлуцян аэростат дрейфующий со стороны Советского Союза.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100