В начало списка
6 августа 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-24 №04 авиации погранвойск (Мары). Экипаж ст. л-та Жернова осуществлявший атаку целей в районе кишлака Имам-Сахиб был поражен очередью ДШК на Н=300м. Отказала основная гидросистема, возник пожар, получили ранения борттехник ст. л-т Шимбаровский и бортмеханик с-нт Живица. Вертолет стал падать на окраину кишлака, с трудом командиру удалось посадить подбитую машину. На помощь пришел ведущий группы к-н В. Калиберда, он на вертолете Ми-8, под огнем противника, совершил посадку и забрал экипаж Жернова.
13 августа 1982 г. боевая потеря самолета МиГ-21р 263-й оаэтр (Возжаевка). Старший летчик ст. л-т Александр Жоржевич Миронов. Четверка МиГ-21Р наносила БШУ в 35 км от Кабула по отдельно стоящей крепости на восточной окраине кишлака. Вел звено м-р Яассон, Миронов шел замыкающим. После этого вылета он должен был начать полеты в качестве ведущего пары. На постановке задачи особое внимание обращалось на школу через дорогу от крепости. Чтобы случайно не отработали по ней, боевой курс для стрельбы НУРСами был выбран в одном направлении, параллельно этой самой школе. Миронов стрелял четвертым, поэтому летчики группы увидели только момент столкновения самолета с землей и взрыв. Минут через пять вертолеты ПСО обработали НУРСами и из пулеметов площадь вокруг места падения. Через 10 минут один из них приземлился, и прибежавшие к обломкам самолета обнаружили пустое катапультное кресло. Лямки привязной системы оказались обрезаны, а на оставшихся концах была кровь. Это косвенно свидетельствовало, что летчик, еще находясь в воздухе, был тяжело ранен или убит.
18 августа 1982 г. боевая потеря самолёта МиГ-21бис 145-го иап (Ивано-Франковск). Самолёт пилотируемый м-ром Г.Шаповалом сбит огнём с земли. Лётчик катапультировался и был подобран вертолётами поисковой группы.
23 августа 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-6 280 овп (Кандагар). При возвращении с боевого задания вертолет был поражен ракетой ПЗРК, потерял управление, упал на землю и загорелся. Погибли: борттехник пр-к Вороняк В.И и бортрадист пр-к Ковальчук А.А.
30 августа 1982 г. катастрофа самолета МиГ-21р 263-й оаэтр. Ком звена, летчик 1-го класса к-н Виктор Николаевич Лабинцев. Вылет с а/э Кабул парой на РТР вдоль границы с Пакистаном, ведомый ст. л-т Лукомец. Через 3 минуты после взлета Лабинцев доложил об отказе основной гидросистемы (она, предположительно, была повреждена огнем стрелкового оружия с земли при взлете). Лабинцев запросил посадку сходу. Получив разрешение, он развернул самолет и начал строить заход , ПТБ при этом сброшены не были, закрылки из-за отказа гидросистемы не выпускались. Скорость приземления оказалась значительно выше, чем при нормальной посадке, самолет коснулся ВПП с большим перелетом, Лабинцев сразу после касания, с еще поднятым носовым колесом, выпустил ТП, который тут же, из-за превышения допустимой скорости выпуска, оборвался. Самолет выкатился за пределы ВПП, столкнулся с препятствием, частично разрушился и загорелся, летчика с сильнейшими ожогами (более 60%) отправили в кабульский госпиталь, где он скончался 2 сентября 1982 г.
11 сентября 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп. Заходивший на посадку в Гардезе вертолет зам ком аэ к-на А.А.Филиппи был обстрелян огнем стрелкового оружия калибра 7,62 мм. Пуля перебила трос управления РВ, машина потеряла управление и столкнулась с землей. Командир экипажа погиб сразу, а оператор - штурман звена ст. л-т А.Круглов скончался в госпитале.
20 сентября 1982 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ 3-го отряда 302-й овэ (Шинданд). Экипаж ст. л-та И.Грошикова выполнял задание по уничтожению опорного пункта моджахедов в 12 км западнее Герата, на выходе из атаки вертолет зацепил каменистый отвал, опрокинулся и загорелся. Командир ст. л-т И.Грошиков, штурман аэ к-н В.Иванов, борттехник ст.л-т Ю.Куценко и летчик-штурман л-т С.Чернышов погибли.
23 сентября 1982 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ 262-й овэ (Баграм). Командир вертолета С.Травкин, летчик-штурман л-т А.Панков, борттехник ст. л-т М.Полевой. Конец панджшерской операции, кишлак Руха. Борт, по просьбе командования ОМСБ, сел перегруженным на необлетанную площадку, завалился с нее и загоревшись, упал ниже по склону. Командир и борттехник успели покинуть горящий вертолет, а летчик-штурман л-т Панков погиб. Экипаж, после зачистки местности десантниками, забрал командир звена к-н Н.Меркулов (штурман звена ст. л-т В.Нагайцев, борттехник ст. л-т А.Мирошниченко).
сентябрь 1982 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Вертолет м-ра Анвара Хайбрахманова, выполнявший задание в Панджшере, при заходе на высокогорную площадку Н=3500 м потерпел аварию. В результате отвалилась хвостовая балка, были повреждены стойки шасси. Оперативная техническая группа, под руководством п/п-ка Герасимовича, демонтировала двигатели и главный редуктор, после чего в два рейса машина была эвакуирована командиром полка В.Е.Павловым. Сначала вывезен редуктор, а затем фюзеляж на внешней подвеске. Вертолет отремонтирован и налетал еще 400 часов и все же потом был сбит противником.
7 октября 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-24д 2-й вэ 50-го осап (Кабул). Вертолет ком звена к-на Спелова С.Ю., осуществлявший прикрытие десантной операции у перевала Пагман близ Газни, попал под огонь замаскированой ЗГУ. Вертолет загорелся. Летчик-оператор ст. л-т Назаров В.И. покинул вертолет с парашютом, но из-за малой высоты Н=70м тот раскрыться не успел, Назаров погиб. Командир и борттехник ст. л-т Ампилогов М.В. покинуть машину не успели и погибли после столкновения с горой. ( "Шел жаркий бой в районе, западней Кабула...". )
11 октября 1982 г. 09:05 боевая потеря вертолета Ми-24 181-го овп (Кундуз). Звено "кундузских" 24-к перебросили для прикрытия операции проводившейся в р-не Чарикара. К-н Ю.В. Евсеев вылетел в составе звена к месторождениям лазурита, неожиданно по его вертолету полоснула очередь ДШК. Машина на секунду замерла, а затем вильнув и вспыхнув стала беспорядочно падать, отвалилась хвостовая балка. Ведомый крикнул в эфир "Юра, прыгай!". Покинуть вертолет пытался только борттехник л-т Ю.Безкровный, но он погиб попав под лопасти несущего винта. Командир и летчик-оператор л-т А.Стерхов оставались в вертолете до взрыва, произошедшего еще в воздухе на Н=10м. Все погибли.
12 октября 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Вертолет м-ра М.Суверток вылетел к месту падения Ми-24 к-на Спелова, сбитого несколько дней ранее в р-не кишлака Баланджери, у Панджшерского ущелья. Предстояло провести расследование обстоятельств потери, снять средства объективного контроля и уничтожить уцелевшую хвостовую балку с остатками радиооборудования. Когда вертолет находился на Н=20 м по нему, из засады, открыл огонь ДШК, были поражены топливные баки, на бору возник пожар. Сразу после экстренной посадки экипаж стал покидать горевший борт, но в результате взрыва дополнитедьных ТБ получил смертельные ожоги покидавший грузовую кабину последним зам. начальника управления ВВС 40-й Армии п-к А.Бурков. Уцелевших и тело погибшего эвакуировал ведомый - к-н Винайкин Ю.Д.
24 октября 1982 г. боевая потеря самолета МиГ-21р 263 оаэтр (Возжаевка). Зам ком аэ м-р Олев Оттович Яассон. Вылет парой на поиск и уничтожение караванов идущих из Пакистана. Ведомый м-р Сысоев. Выполняя заход на цель самолет ведущего попал под ответный огонь из ДШК и выполнив пуск НУРС-ов, не выходя из пикирования, столкнулся с землей. Летчик погиб.
30 октября 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 10-го оап погранвойск (Алма-Ата). Вертолет ком звена м-ра В.Лазарева, летчика-штурмана л-та С.Белкина и борттехника ст. пр-ка Л.Полушкина осуществлял доставку боеприпасов на блокированный высокогорный пост Н=2100м, попал под огонь из ДШК и потеряв управление столкнулся с горой. Все погибли.
4 декабря 1982 г. боевая потеря самолета Су-17м3 136-го апиб (Чирчик). Вылет с аэродрома Кандагар, зам. ком аэ м-р Гавриков Виктор - старший летчик ст. л-нт Хлебников Игорь. Основанная группа ушла на удар, после чего была поставлена задача нанести удар по вновь выявленной цели. На вылет пошли оставшиеся боевые и спарка с данным экипажем, которая повела группу. Над целью группа выполнила несколько атак, после чего спарка выполняла доразведку результатов удара. При выполнении этого захода самолет был сбит в районе цели. Очередь из ДШК прошла через кабину пилотов. По всей вероятности летчики погибли в воздухе, поэтому никто не катапультировался.
К списку потерь 1983 года
|